Дорогие братья и сестры! ❗❗❗
В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки напоминаем Вам о необходимости строгого соблюдения при нахождении в Знаменском кафедральном соборе и на его территории следующих ПРАВИЛ, установленных постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г. № 120-п «О введении режима повышенной готовности», Инструкции, утверждённой решением Священного Синода от 17.03.2020 г., и циркулярного письма Управляющего делами Московской Патриархии от 30.10.2020 г.:
- обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания;
- соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование);
- гражданам в возрасте старше 65 лет необходимо оставаться дома и соблюдать режим самоизоляции.
Кроме того, необходимо:
- исповедующимся готовить список совершенных ими грехов на бумаге и подавать его принимающему исповедь священнику;
- воздерживаться от целования руки священника;
- воздерживаться от целования икон, Креста (вместо целования можно совершить три поясных или земных поклона);
- причастникам воздерживаться от лобзания Чаши;
- иметь с собой одноразовый индивидуальный стаканчик для употребления «запивки» после Святого Причащения и Святой Воды.
Соблюдение указанных Правил – это проявление заботы о ближних и послушания Церкви, действенная помощь врачам, пекущимся о нашем здоровье. Священный Синод в своём Заявлении от 11 марта 2020 года указал, что недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих. Этим же Заявлением Священный Синод призвал архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви к усиленной молитве о преодолении болезни и о даровании сил борющимся с нею врачам.
Тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции утверждены Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом:
Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимая во время распространения вредоносного поветрия:
«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».
Спаси и сохрани Вас Господь!
СЛОВО Высокопреосвященного Евгения (Казанцева), бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского,
о явлениях и чудесах
Иконы Знамения Пресвятой Богородицы, что в Абалацком монастыре Тобольской губернии
(Примечание: настоящее слово Преосвященного Евгения извлечено из рукописного сборника 135 проповедей, писанных его собственною рукою и хранящегося в библиотеке Тобольской духовной семинарии под номером 194. Все эти проповеди произнесены были им в бытность на Тобольской кафедре в течение шести лет, с 1826 по 1831 годы. В частности, печатаемое слово было произнесено в Абалацком монастыре в 1826 году. Многие из тоболяков ещё помнят покойного Архиепископа, бывшего потом на Ярославской кафедре и в 1871 году на покое в Москве, в Донском монастыре, помнят не только как приветливого и доступного Архипастыря, ни и как неустанного, назидательного проповедника).
Сказала однажды Матерь Божия, и исполняется во все времена и во всех землях Её слово: «Се бо отныне ублажат мя вси роди» (Лук.1,48). Вот и небольшая и незнатная весь Абалацкая стала известна не только в Сибири, но и во всей России, когда благоволила Матерь Божия поставить здесь и прославить свой образ. И когда столь отдалённое место, столь отдалённое время славится чудесами Преблагословенной, не повторяет ли Она и нам этих слов: «Се бо отныне ублажат мя вси роди»?
Прославляя знамение Её образа в Новгороде, задолго прежде явившегося, почтим, православные христиане, Матерь Божию воспоминанием и нашего Чудотворного образа, как и когда он явился и прославился. Хотя известно всем Вам, как здешним жителям, сие событие; но, что бывает нередко в свете, что дальнее знают больше, нежели ближнее, дабы не случилось то же и с Вами, - по крайней мере, чтобы Вы знали твёрже, а с Вами и мы, явление и начало этого Чудотворного образа, извлечём из современных сказаний краткое повествование о явлениях, и написании образа, и первых чудесах, коими отверзлась дверь к настоящей его славе.
Сибирь взята Ермаком в 1581 году, но по смерти его оставлена; и уже спустя четыре года, а именно в 1586 году, построены Тюмень и Тобольск. Следовательно, ныне (в 1826 году) исполнилось от основания Тюмени и Тобольска ровно 240 лет.
В 1636 году при царе Михаиле Феодоровиче, и при Тобольском преосвященном Нектарии, от основания же Тобольска спустя ровно пятьдесят лет, устроен, по видению, храм во имя Знамения Богородицы в Абалацком погосте, и по тому же видению написан сей местный образ Знамения Богоматери, с предстоящими по сторонам Святителем Николаем и преподобной Марией. Ещё десять лет, слушатели, и исполнится этому Чудотворному образу двести лет (примечание: в настоящее время (1882 год) Абалацкой Иконе Божией Матери 246 лет).
Была на Абалацком погосте некая вдова Мария, жившая одиноко, а из этого можно полагать, что она была безродная, по крайней мере, бездетная. Неизвестно, чья она была жена и чья родом; одно известно, что была благочестива и её звали Мария, а этого для нас и довольно. Эта богобоязненная вдовица Мария в 1636 году, будучи в своей хижине, видит в тонком сне стоящий в воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы, с изображениями по сторонам Святителя Николая Чудотворца и Преподобной Марии Египетской; и слышит от образа голос: «Мария, расскажи об этом видении народу, и скажи, чтобы построили в Абалацком погосте, по правую сторону от Преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами, по одну сторону, в честь Святителя Николая, а по другую сторону – в честь Преподобной Марии». После этого видение скрылось, и Мария проснулась.
Это было первое видение вдовицы Марии, видение доброе и, как после оказалось, подлинно Божие; но она не посмела никому рассказать об этом по человеческой робости. Спустя некоторое время, уже не во сне, а наяву, она увидела ещё одно видение следующим образом: Мария шла из своей хижины, и несла в руке хлеб; вдруг её покрыло облако и она упала в исступлении и ужасе. Вскоре она видит в воздухе два образа: один – Знамения Богоматери, другой – Марии Египетской, и как бы живого Святителя Николая в архиерейском облачении, стоящего пред образом Богоматери, и говорящего вдовице: «Мария, иди, и скажи Абалацким жителям по прежнему видению, чтобы построили церковь, и при том, чтобы и лес рубили своими руками, и сами его сплавили, и выносили из воды и поднимали в гору своими руками. А ежели не послушают, что увидят гнев Божий, и не только умрёт священник, но и лучшие из прихожан». После этих слов видение скрылось, и Мария опять не смела объявить его, чтобы не быть осмеянной.
Через несколько дней было ей третье видение, и так же наяву. Сидя и занимаясь рукоделием в своей хижине, Мария почувствовала благоухание, как бы от кадила. Вскоре она пришла в ужас, увидев то же видение. Святитель говорит ей: «Почему не рассказываешь о видении и повелении? Ты сама себе делаешь худо своим неверием». При этих словах у неё повело руки назад, и Мария упала на пол почти без чувств и в страданиях. Тогда сказала Матерь Божия: «Это тяжело, я жалею её». В ту же минуту боль прекратилась, Мария пришла в себя, и видение скрылось. Тогда Мария пошла к своему духовнику и рассказала все три видения, прося его объявить о них народу. Но духовник не объявил – по неуважению ли, по забвению ли, или чтобы удостовериться в истине и воле Божией.
Четвёртое видение, которого уже не могла более скрывать вдовица, было следующее. Мария шла из Абалака в Тобольск, и подходя к городу, под горою вдруг объял её как бы туман или мрак, и видит она пред собою облако, как столб, простирающийся до небес, а в облаке – то же видение образа Знамения, и образа Марии, и живого Святителя Николая, стоящего на земле. Святитель Николай гневно сказал: «Почему медлишь рассказать видение и повеление народу? Если ещё будешь медлить, то всем телом будешь расслаблена. Если же расскажешь, и тебя не послушают, тогда не ты, но они пострадают».
После этого видения вдовица Мария стала всем рассказывать о своих видениях, и пришедши к Архиепископу Нектарию, рассказала о них при всём собрании духовенства, а возвратясь в Абалацкий погост, возвестила об этом всему народу. На деле оказалось, что она доселе робела напрасно – все отнеслись с вниманием к этим видениям, и по благословению преосвященного прихожане тотчас приступили к построению церкви, и не только Абалацкие прихожане, но и многие Тобольские граждане участвовали в этом благочестивом подвиге.
Между тем промысел Божий уготовлял для вновь строящейся по повелению Божию церкви и образ, достойный богозданной церкви. Некий крестьянин Евфимий, по прозвищу Кока, лежал много лет в расслаблении. Пришёл к нему нищий, давно ему знакомый, и видно многими его милостями пользовавшийся, по имени Павел, и говорит Коке: «Ефим, слышишь ты, что строится в Абалаке храм по повелению Божию, во имя Знамения Богородицы и Святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать этот образ в новую церковь. Может быть Господь по вере твоей и усердию простит тебя и исцелит твою болезнь». Ефим выслушал Павла как ангела Божия, и в тот же день дал твёрдое обещание написать местный образ. Господь увидел его веру – в тот же день к полудню Евфимий начал владеть правой стороной тела. На другой день посылает он к преосвященному и просит позволения написать образ. Получив благословение, Евфимий заказывает написание образа протодиакону Софийского собора Матфею, искуснейшему в то время зографу, то есть, живописцу. И тем временем, как писался этот образ, Евфимий день ото дня становился крепче; наконец, совершенно выздоровел, и сам пришёл к зографу, а потом принёс своими руками для освящения в собор написанный по обещанию образ. Преосвященный, обрадованный и удивлённый совершившимся чудом, сам окропил и отпел молебен, и потом с подобающей честью отпустил образ в село Абалацкое, для поставления в новопостроенной церкви.
Когда достигли деревни Шанталыка, где ныне находится Иоанновский монастырь на речке Шанталыке, то прославил Господь новую икону новым чудом. Крестьянин той деревни, по имени Василий, имел дочь, которая из-за долговременной глазной болезни наконец вовсе ослепла, и уже два года не видела. Услышав, что несут образ, Василий вышел с дочерью на встречу образу Божией Матери, и припал к нему со всею верою и слезам. В то же время, к радости и удивлению отца и всего народа, девица прозрела.
С того времени и доныне, слушатели, вот уже двести лет обильно совершаются от этого Чудотворного образа чудеса и исцеления многих болезней для всех, кто притекает к образу с верою. Краткость беседы моей не позволяет мне пересказать Вам все чудеса, записанные в хранящейся здесь при церкви книжице. Желающие, для питания души своей, могут о них и слышать, и читать, и записывать. А я, в заключение повествования, напомню Вам, по долгу пастырства, что чудеса изливаются от образа Пречистой хоть и на тела наши, но не для тела только, а главным образом, для души, дабы мы веровали, и боялись Бога, и вели святую жизнь, удаляясь от греха, как от врага Божия. Аминь.
Источник: Тобольские епархиальные ведомости, издававшиеся при Братстве Святого Великомученика Димитрия Солунского, от 16 июля 1882 года, № 14.
При переводе на современный русский язык возможно допущены неточности.
Оригинальный текст доступен на сайте Интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке» по адресу:
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/741/