4 августа. Святая Мария Магдалина
В монастырском соборе находится икона Марии Магдалины.
Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.
По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим ..жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).
Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.
Тропарь, глас 1:
Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.
Кондак, глас 3:
Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими,/ и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи,/ сие в похвалу приношаше, глаголющи:/ что сие есть странное чудо?/ Содержай всю тварь пострадати изволи.// Слава державе Твоей.
Молитва
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.
2 августа. Пророк Илия
В Зачатьевском монастыре сугубое почитание святого связано с тем, что в советские годы храм пророка Илии в Обыденском переулке стал прибежищем для святынь закрытой обители и приютом для осиротевших монахинь. Они стали прихожанками этого храма и ухаживали за святынями. В 1991 году при храме пророка Илии была создана первая сестринская община во имя иконы Божией Матери «Милостивая», с которой начиналось возрождение монастыря.
Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18:21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
Тропарь пророка Илии
глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак пророка Илии
глас 2
Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.
Величание святому пророку Илие
Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим еже на небеса на колеснице огненней преславное восхождение твое.
Молитва пророку Илие
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
1 августа. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца
В монастырском соборе имеется старинная икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей, пожертвованной Дивеевским монастырем в 2006 году.
В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.
Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.
Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их.
Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил Преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия».
Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.
В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.
«Господь открыл мне, – сказал он, – что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».
Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему.
Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способем к творению добродетелей».
Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».
Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.
Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.
Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!»
Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды – «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».
«В молитвах внимай себе, – советовал подвижник, – т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя…» Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.
«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.
Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше».
Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…» Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!»
«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», – говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!» Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия.
На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания.
Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».
Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».
По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе», – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».
И так, преподобный Серафим Саровский (1759-1833) был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых 19 июля (в день своего рождения) 1903 года при деятельном участии и по настоянию царя Николая II. На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении Государь Император начертал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».
Весь русский народ во главе с Государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 19 июля 1903 года оно состоялось – в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Сопровождалось оно неисчислимыми чудесами и исцелениями.
Государь и Великие Князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.
Проректор Псковского Духовного училища священник Николай Егоров о событии:
«1 августа по новому стилю Русская Православная Церковь празднует обретение мощей Преподобного Серафима Саровского, день прославления Святого угодника Божия. В 1903 году, через 70 лет после его кончины, состоялась канонизация саровского старца. Много дал святых подвижников из своей среды русский народ, но Преподобный стоит особо, и прославление угодника Божия Серафима Саровского стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна его молитва перед Престолом Всевышняго.
Старец Серафим был почитаем православным народом еще при жизни, и государь Николай II, ныне прославленный, разделяя веру народную в святость старца, поднял вопрос о его канонизации, которая проходила не просто: почти весь Священный Синод Церкви был против. Только по ходатайству Императора рассмотрели вопрос канонизации св. Серафима Саровского, и 1 августа старец Серафим был прославлен. Торжества прославления состоялись в Сарове, в пустыни, в которой и совершал свой монашеский подвиг старец Серафим, при прославлении присутствовала Императорская семья.
Очевидцы описывают этот момент так: «Настало время полиелея, запели «Хвалите Имя Господне», все присутствующие зажгли свечи, духовенство сделало троекратные земные поклоны, Митрополит Антоний открыл гроб, и все бывшие в церкви опустились на колени – наступила минута прославления Преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая души, зазвучало величание: «Ублажаем тя, Преподобный отче Серафиме».
В дальнейшем в связи с событиями, связанными с 1917 годом, случилось так, что мощи были вскрыты в соответствии с разработанным в1920 году особым положением по ликвидации святых мощей, и вывезены из Сарова, след их потерялся. На торжестве второго обретения святых мощей Серафима Саровского в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II сказал, что, как стало ясно, мощи были закрыты чьими-то благочестивыми руками, и ни в каких описях не числились, никто о них не знал.
Преподобный предсказывал, что посреди лета запоют Пасху, так и было: когда мощи прибыли в Дивеевский монастырь в 1991 году 30 июля их встречали с Пасхальными песнопениями, а солнце, как говорят очевидцы, по – пасхальному заиграло. Была особая торжественная радость и переживание возвращения старца в родную землю. В момент первого и второго обретения мощей Преподобного Серафима Саровского происходили исцеления, и все было наполнено чудесными событиями.
Прославление святого всегда есть свидетельство миру о том, что перед каждым из нас открыт путь нравственного восхождения от силы в силу, и Преподобный старец показал этот путь. Для нашего времени, когда очень мало примеров в современной жизни, о жизни святых надо знать больше, чтобы было на кого равняться и вдохновляться. Мало того, что святые подвижники ходатайствуют перед Господом за людей, но у них еще надо учиться истинной жизни.
СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ
Тропарь на прославление, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне, / и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси, / в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, / умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / Небесным Серафимом в песнословии споборниче, / в любви притекающим к тебе Христу подражателю, / темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси, / сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, радосте наша, / теплый пред Богом заступниче, / Серафиме блаженне.
Тропарь на преставление, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, / и, Тому Единому работати пламенне вожделев, / непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, / умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, / избранник возлюблен Божия Матере явился еси. / Сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак, глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, / в Саровскую обитель вселился еси / и, тамо ангельски пожив, / многим путь был еси ко спасению, / сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави / и даром исцелений и чудес обогати. / Темже вопием ти: / радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Величание
Ублажаем тя, / преподобне отче Серафиме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.
Молитва преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 15 / 28 ИЮЛЯ
Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
«Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».
Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.
Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, — по слову Апостола, — преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, — пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. — И царь Руссов согласился на это, и просил свойства’ с ним».
В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.
Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.
Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.
Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом.
С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.
Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».
Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. — «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.
Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» — словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях — 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда» — посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии — Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.
Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу — десятую неделю, а из домов на всяко лето — десятое всякого стада и всякого жита, чу’дной Матери Божией и чу’дному Спасу». Устав перечислял также «церковных людей», освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.
Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум — познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».
С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь». Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.
Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил († 15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991-997), митрополит Леонтий (997-1008), митрополит Иоанн I (1008-1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце». Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев».
Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их». Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: «Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога «хранителем греков и русских».
Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин — Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого.
В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник: «В лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и взя грады их, Перемышль, Червень и иные грады, иже есть под Русью». Последние годы Х столетия также наполнены войнами святого Владимира и Болеслава.
После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.
26 июля Собор Архангела Гавриила
Дни памяти: Март 26, Июль 13, Ноябрь 8
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Святой Архистратиг Гавриил — служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 — 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
ЧУДЕСНАЯ «ТРОЕРУЧИЦА» В ЗАЧАТЬЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ИГУМЕНИЯ В ХИЛАНДАРЕ
Сегодня праздник иконы Божией Матери, именуемой Троеручица. В Зачатьевской обители среди особо чтимых икон есть этот образ, сегодня сестры возносили пред ним свои молитвы.
⛪ Икона «Троеручица» написана на Афоне для Зачатьевского монастыря, по усердию одного боголюбивого благотворителя. Размер иконы точно совпадает с размерами старинной почитаемой иконы «Троеручицы», со времени закрытия обители и по сей день находящейся в храме св.пророка Илии в Обыденском переулке.
❓Откуда появилось такое необычное название этой иконы? Кто написал известную благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется…»? В каком монастыре Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство? Обо все этом – читайте, пожалуйста, далее.
✋🏻 В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке.
✋🏻 К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой.
✋🏻 Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица".
🎶 По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
⛪ Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией.
⛪ Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хиландаре избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания (days.ru).
___
#Троеручица #ИконаБожиейМатери #ИконаБогоматери #ИконаБогородицы #Богородица #БожьяМатерь #Чудеса #Чудо #ПомощьВБолезни #Исцеление #Исцелить #Выздороветь #Вылечиться #ВылечитьРуку #РукуПарализовало #БолитРука #ПереломРуки #Рука #Руки #ОтсечьРуку #КистьРуки #Три #ЧтимаяИкона #Афон #Зачатьевский #ОтрубленнаяКисть #Отрубить #ИсцелитьРуку #ИоаннДамаскин #ИмператорЛевИсавр #ДамасскийКалиф #ГосударственнаяИзмена #ЛавраСаввыОсвященного #Сербия #Хиландар #ХилендарскийМонастырь #ХиландарскийМонастырь #Остоженка #ХрамПророкаИлии #ОбыденскийПереулок #ПочитаниеИкон #Задостойник
СЕГОДНЯ - ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ
❓С каким событием связано название сегодняшнего праздника? Чем отличаются Риза и Хитон Иисуса Христа? Где находятся частицы Честной Ризы Спасителя? В чем уникальная особенность богослужения этого дня? Об этом мы расскажем ниже.
💬 Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).
🧥 Хитон - это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. Этот не сшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.
📖 Согласно евангельскому повествованию, Риза Господня - часть верхней одежды - плащ (гиматий), которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34).
⛰ Риза, в которой Христа вели на Голгофу, подобная плащу, была разорвана воинами на 4 части (каждому воину по части). А Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки.
📘Об обстоятельствах перенесения Хитона и Ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. Споры о нахождении Хитона Спасителя ведутся веками.
🌎 Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.
🎁 Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 г. Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.
⛪ Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
⛪ В Москве ежегодно 10 июля (23 июля по нов. стилю) Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
⛪ Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей.
🏠 Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.
📜 Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега.
🙏🏻 В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 г. совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную (days.ru, hram-troicy.prihod.ru).
__
#Риза #Хитон #ИисусХристос #РаспятиеХриста #РазделилиОдежды #Одежда #Тканый #Сшитый #Туника #Рубаха #Рубашка #НоситьНаТеле #Плащ #Гиматий #Срачица #ЧастиРизыГосподней #ЧастиРизы #Трир #Германия #Аржантейл #Париж #Франция #Грузия #Светицховели #ЦарьМихаилФеодорович #ПатриархФиларет #Петербург #СоборЗимнегоДворца #ПетропавловскийСобор #УспенскийСобор #Москва #КиевоСофийскийСобор #ИпатьевскийМонастырь #Исцеление #Болезнь #Выздороветь #Вылечиться
КАЗАНСКИЙ ПРИДЕЛ ЗАЧАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Вчера мы писали про праздник Казанской иконы Божией Матери, являющийся престольным в Зачатьевской обители, и обещали рассказать про одноименный придел монастыря.
⛪ Казанский придел устроен в монастырском Соборе Зачатьевской обители, - он воссоздан на месте исторического Казанского придела, устроенного в 1887 г. на средства благотворительницы Акилины Алексеевной Смирновой (в монашестве Рафаилы) при благочестивой игумении Валентине (Борониной) в честь сугубого почитания прпп. игумений Иулиании и Евпраксии, - основательниц Зачатьевской обители.
⛪ В современные дни при археологических раскопках на месте монастырского Собора было обнаружено, что от Казанского придела сохранилось основание апсиды (алтарной части) и фрагменты кирпичной кладки стен и сводов. В историческом объеме устроен подземный храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» с примыкающей кельей XIV века (реконструкцией), а Казанский придел стоит точно над местом своего предшественника.
⛪ У северной стены стоит гробница с иконными изображениями препп. Иулиании и Евпраксии, подобно тому, как все было в Соборе XIX века.
⛪ Когда началось строительство главного собора, игумении Иулиании очень хотелось приобрести в храм древние иконы. И Пресвятая Богородица не замедлила явить свою милость.
⛪ В этом просторном и светлом приделе находится множество икон Пресвятой Богородицы: «Достойно Есть», «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза», «Сладкое лобзание», «Геронтисса», «Помощница в родах», Феодоровская икона Божией Матери, «Всех скорбящих Радость», «Благовещение перед Успением» и другие. Здесь, в Казанском приделе собраны списки чудотворных икон Афона и России. Каждый из этих образов связан с событиями, происходившими в этой святой обители.
⛪ Архитектурный проект иконостаса был выполнен в иконописной мастерской Данилова монастыря. Проект выполнен по мотивам иконостаса придела Василия Блаженного Покровского Собора. Радостное, многоцветное оформление иконостаса напоминает архитектуру иконостасов Покровского Собора.
⛪ Образы в иконостасе написаны в лучших традициях Московской школы XV—XVI веков. Иконостас состоит из трех ярусов: местного ряда, праздничного ряда и Деиуса.
⛪ Местный ряд уникален. Все образы кроме «Воскресения Христова», посвящены Богоматери. «Казанская»- как храмовая икона, «Похвала Богородицы», «Всех скорбящих Радость»— написана в память о чтимой иконе, бывшей в XIX веке в монастырском Соборе, «Купина Неопалимая»— в напоминание о церкви 18 в., «Введение во храм»— в память того, что в этот праздник зародилась мысль о возможном возрождении древней обители, когда в 1990 г. матушка игумения впервые вошла на территорию монастыря.
⛪ Праздничный ряд - это земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Иконы важнейших христианских праздников, то есть тех священных событий, которые послужили спасению людей.
⛪ В центре ряда Деисус изображен образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне, как бы грядущего судить живым и мертвым.
⛪ По правую руку от Него изображена Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую сторону от Спасителя — образ проповедника покаяния — Иоанна Предтечи. Эти иконы носят название Деисус — моление.
⛪ Архитектурный стиль иконостаса исполнен в лучших древнерусских традициях. Работа резьбы и покраски иконостаса выполнена новгородскими мастерами.
📖 Подробнее о Казанском приделе монастырского Собора Зачатьевского монастыря: http://zachatevmon.ru/?p=13823
РАДОСТЬ ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ В ЗАЧАТЬЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ
⛪ Зачатьевская обитель с особой радостью встретила один из летних престольных праздников – чудесное явление Казанской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. В монастырском Соборе монастыря есть Казанский придел - о нем мы расскажем в следующей публикации.
💭 Чудесное явление Казанской иконы жителям Казани, незадолго до того вошедшей в состав Руси, совершилось 8 июля 1579 года. Богоматерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела достать из земли Ее икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы.
⛪ В Зачатьевском монастыре в Казанском приделе монастырского Собора состоялись праздничные богослужения - накануне Всенощное бдение, в сам день Праздника — Божественная Литургия, Крестный ход и молебен Пресвятой Богородице. Торжественные богослужения совершались в этот день также в Покровском храме и в храме прп. Марии Египетской на подворье в Барвихе.
☀ Удивительно, что все богослужебные тексты этого праздника были настолько пронизаны радостью, что молящиеся забывали о всех переживаемых тревогах и скорбях.
🎵 И Небо, и земля ликовали о празднике: «Небе́сныя Си́лы ра́дуются,/ пресла́вно служа́ще чу́дней ико́не Богома́тере,/ и к весе́лию земны́я ду́хом призыва́ют…»
⚔ Сестры умилительно пели и вспоминали, что многократно "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной: «Прииди́те, возра́дуемся держа́вней Засту́пнице ро́да на́шего,/ Цари́це Богоро́дице…».
🎶 Казанский образ относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия (Путеводительница). Насельницы с ликованием пели канон Одигитрии Пресвятыя Богородицы, творение иеромонаха Игнатия, и другой праздничный канон, в песнях которых постоянно повторяющиеся слова «радость», «радуйся» и т.д. переполняли сердца сестер:
🎼 «Ра́дуйся, чу́до чуде́с, Одиги́трие Влады́чице… Ра́дуйся, ра́дуйся, люде́й правосла́вных похвало́… Ра́дуйся, всем ско́рое в беда́х избавле́ние…….О, ра́дуйся, су́щим в беда́х, скорбя́щим пребы́страя Засту́пнице!... Ра́дуйся, ра́дуйся, Одиги́трие, бдя́щи и моля́щися о нас к Бо́гу… Ра́дуйся, ра́дуйся, Пресвята́я Одиги́трие, проше́ния на́ша к по́льзе нам исполня́ющи… Ра́дуйся, ра́дуйся, корабле́м, Одиги́трие, ну́ждно пла́вающим, избавля́ющи ве́рных / и всем избавле́ние от вся́кия ско́рби и неду́ги… Ра́дуйся, лука́вых духо́в Прогони́тельнице… Ра́дуйся, жена́м всем сла́во, хра́ме преосвяще́нный Бо́га на́шего…»
⛪ На богослужениях в этом просторном и светлом приделе со множеством икон Пресвятой Богородицы ощущалось Ее невидимое присутствие. Сестры умилялись поэтичным строкам канона: «Ра́дуйся, Свеще́, Свет невече́рний поне́сшая…Ра́дуйся, та́йных цвето́в прекра́сный су́щий раю́…»
🎶 Насельницы прославляли свою Покровительницу в радостных стихирах: «Просла́вим, ве́рнии, обра́дованную Богоро́дицу… Ра́дуется у́бо и весели́тся неизрече́нною ра́достию все мно́жество благочести́вых…»
🙏🏻 Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему!
______
#КазанскаяИкона #КазанскаяИконаБогоматери #КазанскаяИконаБогородицы #КазанскаяИконаБожиейМатери #ИконаБожиейМатери #ИконаБогоматери #ИконаБогородицы #Богородица #БожьяМатерь #Зачатьевский #КазанскийПридел #Радость #МолитьсяОРоссии #МолитваОРоссии #Радостный #ЧудотворнаяИкона #ПомощьВоенным #ПомощьВоинам #ПокровскийХрам #ХрамеМарииЕгипетской #ПодворьеВБарвихеЗачатьевский #Одигитрия #Путеводительница #Казань #Казанская #ЯвлениеБогородицы #ДанилаОнучин #Матрона #СгоревшийДом #КанонОдигитрии
«ВРАЧ ДАЛ СОВЕТ БОЛЬНОЙ БЫТЬ ГОТОВОЙ К ПЛОХОМУ ИСХОДУ …»
⛪ По молитвам к преподобным матушкам Иулиании и Евпраксии (основательницам Зачатьевской обители) и ранее, и в наши дни произошло много чудесных исцелений. По средам и пятницам в Зачатьевском монастыре проходят молебны прпп. Иулиании и Евпраксии, и, хотя монастырь пока закрыт для паломников, требы можно подать на нашем сайте - об этом в конце заметки.
🙏🏻Преподобные матушки помогают людям, с верой прибегающим к их предстательству, и в сложных жизненных ситуациях, больным же – в лечении и выздоровлении от различных недугов – травм ног, головы, в разрешении бесплодия, в исцелении от алкоголизма, в облегчении страданий с диагнозом онкологии и многих других заболеваний.
Ниже - один из чудесных случаев из летописи Зачатьевского монастыря:
💬 «Монахиня Зачатьевского монастыря М.А. в 1908 году заболела воспалением кишечника; лечивший ее врач признал болезнь очень опасной и дал совет быть готовой к плохому исходу. После этого больная, отчаявшись в помощи врачей, обратилась с верой и слезной молитвой к угодницам Божиим Иулиании и Евпраксии. Взяв масла из лампады, она отерлась им и по милости Божией и ходатайству преподобных через некоторое время совершенно выздоровела».
🙏🏻 Молебны с чтением акафиста преподобным Иулиании и Евпраксии Московским совершаются дважды в неделю в 12.00 — по средам и пятницам. Монастырь пока работает в закрытом режиме, но, по желанию, можно заказать требы или прочитать акафист:
• Молебен с акафистом прпп.Иулиании и Евпраксии на 6 месяцев http://zachatevmon.ru/?page_id=42840
• Молебен прпп. Иулиании и Евпраксии на 1 раз http://zachatevmon.ru/?page_id=23980
• Акафист преподобным Иулиании и Евпраксии http://zachatevmon.ru/?p=18594
🙏🏻 Преподобные Иулиани́е и Евпракси́е, молите Бога о нас!
____
#Иулиания #Евпраксия #Матушка #Матушки #Монахиня #Преподобные #Преподобная #Основоположница #ОсновательницаЗачатьевский #ОсновательницыЗачатьевский #Зачатьевский #Зачатьевская #Молитва #СвятыеПомогли #БолезньКишечника #Кишечник #Чудеса #Чудо #АкафистИулианииЕвпраксии #СвятыеПомоглиИсцелиться #СвятыеИсцелили #МолитваИсцелила #ПочувствоватьЗдоровым #ИсцелениеНедугов #ИсцелениеБолезней #Выздоравливать #КакВыздороветь #КакЛечиться #Болезнь #Недуг #КакИсцелиться #ПомощьСвыше #ПомощьСвятых
Сайт TOP100VK.COMНЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.
Почта для жалоб: jaredgeharrmerlesch@gmail.com (удаляем страницы по первому запросу!)