Группа Юсуповский Дворец на Мойке размещена в разделе Музей, галерея, выставка. Официальный домен/сайт yusupov_palace.
Блокировка
Нет ограничений
Видимость
открытое
Верификация
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Популярность
У сообщества нет огня Прометея
ID
29176041
Домен
yusupov_palace
Название
Юсуповский Дворец на Мойке
Статус
Вход в Юсуповский дворец для индивидуальных туристов с ул. Декабристов, 21
Описание
Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев.
Правила сообщества:
В сообществе запрещено размещать комментарии, содержащие ненормативную лексику, порочащую информацию, заведомо ложные сведения и оскорбления. Такие комментарии удаляются администратором сообщества.
Обратите внимание: Нарушители правил могут быть заблокированы без предварительного предупреждения.
Из письма Татьяны Александровны Юсуповой. Париж 1864
Сразу же после этого я поехала к Ворту. Какой кринолин! Это настоящее чудо! Для моих великолепных платьев у меня будет достойный корсет. Конечно, noblesse oblige, но я все очень тщательно взвесила и снабжаю себя только самыми необходимыми туалетами на предстоящую зиму, без которых обойтись никак нельзя, ведь мы будем на виду у всей Ниццы. Кроме Ворта есть еще знаменитый Магазин Мод, где мы были вместе и где, как ты помнишь, мне ничего не понравилось. У Ворта все происходит по-особому: спускается старшая продавщица, и мы вместе с ней исходя из платья, подбираем весь туалет, вплоть до прически и головного убора. России это совершенно неведомо. У нас все продумать и со вкусом одеться совершенно невозможно, потому что все определяет случай: в одном месте заказывают одно, в другом ищут другое, и так далее. Вот поэтому ничего друг другу подойти не может и наша дама подчас одета как Арлекин: зеленое платье, синяя шляпка и желтая шаль. Для матери я купила у Ворта модный бальный выход за 400 франков. За неимением времени (и необходимых познаний) я не хожу ни по мебельным салонам, ни по антикварным. Модный дом Ворта занимает все мое время, и весь интерес. Ворт и облегчает мою жизнь и бережет мои несчастные икры. Я предпочту просидеть три часа у Ворта, вместо того, чтобы обежать за это время десяток магазинов. Столкнулась там с Софи Морни, мы договорились, что сегодняшнее утро я проведу у нее, а потом поеду к твоей матери. После того как я обзавелась трикотажными гамашами, эта поездка пугает меня значительно меньше. Получилась так, что я не только обедню пропустила, но и свой молебен, который придется перенести на один из будних дней. Софи намеревается потратить на свой туалет у Ворта две тысячи франков, Ворт склоняет ее к более серьезным тратам, но Софи уверяет, что герцог не намерен платить больше. Она как всегда добра, приветлива и много спрашивает о тебе. Софи советует мне прекрасную модистку у Ворта. Малюсенькие головные уборы по сегодняшней моде мне совсем не к лицу, оно как будто бы их съедает, в них я похожа на мадам Лярскую.
Юсуповский дворец поражает своей целостностью. Здесь и парадные залы, и жилые покои разных эпох, залы выставочные и домашний театр. Именно мебель, предметы, заполняющие дворец, являются уникальными, потому что они стоят на своих исторических местах. Это не реконструкция современных искусствоведов, не экспозиция, пусть хорошая, но сделанная сегодня. В каждом зале Парадной анфилады вы можете увидеть акварели середины XIX века, изображающие этот интерьер и убедиться сами, сравнив - все на своих местах.
Это понимали даже те, кто национализировал дворец. На заседании комиссии 1925 года было поручено К.К. Романову осмотреть Юсуповский дворец, с целью передачи его «местному району для культурно-просветительских целей» и передачей коллекции в Эрмитаж. Константин Константинович Романов (1882-1941) – член Всероссийского комитета по делам музеев и охране памятников, в дальнейшем профессор Академии Художеств, сотрудник Государственной Академии Истории материальной культуры, занимался вопросами реставрации памятников архитектуры и живописи.
Посещение дворца потрясает Константина Константиновича до такой степени, что на следующем же заседании он предложил сохранить его в неприкосновенности «ввиду совершенно исключительного значения, которое представляет парадный комплекс дворца, особенно его Зал единственный в Петербурге; ввиду значительного исторически-бытового интереса, представляющего жилыми покоями старой княгини Юсуповой, а также Феликса Феликсовича Юсупова». Кроме того, Н.Г. Пиотровский предложил сохранить во дворце и коллекцию. У них не поднималась рука разрушить этот ансамбль.
Князь Николай Юсупов завершение
Из мемуаров Феликса Юсупова
В Архангельском князь Николай вел жизнь праздную. Охота, балы, театральные представления сменяли друг друга. Колоссальное состояние позволяло любую прихоть, и тут он тратил без оглядки. Зато в быту был странно скуп, а скупой платит дважды. Экономя на дровах, он велел топить опилками. В один прекрасный день вспыхнул пожар. Дом загорелся и выгорел изнутри целиком.
Один из московских его приятелей писал в письме: «А на Москве такие вести: дворец в Архангельском сгорел по милости старого князя. Сей из скупости приказал топить опилками вместо дров. А это верный пожар. Погибла вся библиотека и живописи немало. Спасая от огня картины с книгами, кидали их прямо из окон. Знаменитой скульптуре Кановы 'Амур и Психея' отбили руки и ноги. Бедняга Юсупов! И почто скупердяйничал? Мое мненье: не простит ему Архангельское разора напрасного, а еще и позора, то бишь гарема шлюх и танцорок…»
Вся Москва обсуждала скандальную жизнь старика князя. Давно живя раздельно с женой, он держал при себе любовниц во множестве, актерок и пейзанок. Театрал-завсегдатай Архангельского рассказывал, что во время балета стоило старику махнуть тростью, танцорки тотчас заголялись. Прима была его фавориткой, осыпал он ее царскими подарками. Самой сильной страстью его была француженка, красотка, но горькая пьяница. Она, когда напивалась, бывала ужасна. Лезла драться, била посуду и топтала книги. Бедный князь жил в постоянном страхе. Только пообещав подарок, удавалось ему угомонить буянку. Самой последней его пассии было восемнадцать, ему – восемьдесят!
Умер он в 1831 году в возрасте восьмидесяти лет и был похоронен в своем подмосковном имении Спасское. Незадолго до смерти он подарил Санкт-Петербургу один из своих петербургских домов. Это был роскошный особняк с парком. В парке росли вековые деревья, в пруду отражались статуи и вазы из дорогого мрамора. Особняк отдали сановнику, а парк превратили в общественный сад.
Мы завершаем сегодня съемки Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии о домовой церкви. Церковь Юсуповского дворца открывает цикл передач о храмах Петербурга. Благодаря этим съемкам мы мысленно вернулись в 2005 год, когда по инициативе директора Юсуповского дворца Нины Васильевны Кукурузовой, начинается реконструкция домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас, когда она уже давно открыта, когда в ней проводятся службы, это кажется таким естественным. А в то время прямоугольный в плане лекционный зал нисколько не напоминал церковь. Поиск иконографии, расчистки, подбор аналогов, реконструкции - это был долгий и очень не простой процесс.
Любимый архитектор князя Феликса Юсупова
Продолжение
После революции Андрей Яковлевич Белобородов эмигрировал. В Лондоне, оказавшись в стеснённых обстоятельствах, без работы, он получил от Феликса Юсупова первый заказ − оформить декорации для «Синего бала», который состоялся в Альберт-холле 7 июля 1920 года. На этом балу присутствовала королева Англии. «Оформление зала поручил я молодому архитектору Андрею Белобородову, также эмигранту, жившему в Лондоне. Просил я сделать всё в синих тонах. Синий цвет был моим любимым», - вспоминал позднее об этом Ф. Юсупов. Белобородов поселился у Феликса, и они самозабвенно отдались созданию декораций бала. Результат превзошёл все ожидания: «Я сидел в ложе и с восторгом смотрел на белобородовский декор. Фантазия художника превратила старый зал в волшебный сад. Синие ткани покрывали орган и обвивали ложи, скрепляясь гирляндами чайных роз. Розы аркою окаймляли сцену, а голубые гортензии падали каскадом по стенам зала. Люстры в венчиках роз с плюмажем белых страусовых перьев рассеивали на танцующих свет, как полная луна в летнюю ночь. В полночь бал сменился балетом. Овацией встретили Павлову, синей птицей слетевшую с позолоченной крыши пагоды в серёдке сцены. Грянула буря аплодисментов, когда она исполнила Рубинштейнову ”Ночь”. Далее кордебалет с ”Голубым Дунаем”, русскими плясками и восточными танцами. Далее Павлова с Волыниным и труппой в менуэте Маринуцци. Костюмы менуэта делал Бакст».
Дружба с Феликсом Юсуповым ввела А. Я. Белобородова в европейские аристократические круги. Работая в Англии, Париже, Риме, Белобородов стал известным архитектором, художником-декоратором. Он оформил замок Коленкур, построил в Риме виллу для швейцарского промышленного магната Мориса Сандоза, реконструировал имение Калаутса графини де Кастри, приятельницы Ф. Юсупова.
А. Белобородов регулярно выставлялся в лучших галереях Рима, Парижа, Венеции и Берлина. С его гравюрами вышли книги Мориса Палеолога, Поля Валери; издательство Карла Бестетти выпустило книгу «Рим» с текстом Анри де Ренье и с 24 гравюрами и литографиями Белобородова.
Умер Белобородов в 1965 году, на год раньше князя Феликса Юсупова и до нас дошли его воспоминания и рассказ о работе во дворце Юсуповых на Мойке.
Князь Николай Юсупов продолжение
Из мемуаров Феликса Юсупова
Объездив за годы Европу и Ближнюю Азию, князь Николай наконец воротился в Россию и целиком отдался трудам на благо искусства. Занялся устройством Эрмитажа и собственного музея в Архангельском, которое только приобрел. В усадебном парке построил театр, завел труппу актеров, музыкантов и танцовщиков и давал представления, о которых долго помнили москвичи. Архангельское стало художественным центром, куда ездили и свои, и чужие. Наконец, Екатерина поручила ему все императорские театры.
Близ парка поставил князь две фабрики – фарфора и хрусталя. Выписал мастеров, художников, материалы севрской мануфактуры. Все изделия фабрик дарил друзьям и почетным гостям. Вещи с клеймом «Архангельское 1828-1830» нынче на вес золота. Фабрики были уничтожены пожаром. Сгорели корпуса, и продукция, и даже бесценный севрский сервиз «Баррийская роза», купленный прежде в Париже.
В 1799 году князь вернулся в Италию и несколько лет провел там посланником и в Риме, и на Сицилии, и при дворах Сардинском и Неаполитанском.
Последний раз побывав в Париже в 1804 году, часто видался с Наполеоном. Был вхож в императорскую ложу во всех парижских театрах. А уезжая, получил в дар от императора две гигантские севрские вазы и три гобелена «Охота Мелеагра».
По возвращении князь продолжал устройство архангельского имения. Уход за парком требовал немалых усилий. Князь Николай, желая превратить Архангельское в райский сад, всякое землепашество запретил. Парк был разбит на французский манер. Три террасы с мраморными статуями и вазами спускались к реке. Всюду – рощицы и фонтаны. У воды – четыре домика, вкруг каждого – двухсотметровая оранжерея. В Зимнем саду – мраморные скамьи, мраморные фонтаны меж апельсиновых деревьев и пальм. Тропические цветы и птицы говорят о вечном лете, а в окнах – в парке все в снегу.
В зоологическом саду – редкостные животные, выписанные князем из-за границы. Государыня Екатерина подарила ему целое семейство тибетских верблюдов. Когда везли их из Царского в Архангельское, особый курьер ежедневно сообщал князю о состоянии их здоровья.