Архивы Санкт-Петербурга

Архивы Санкт-Петербурга
публичная страница
24435 подписчика
Группа Архивы Санкт-Петербурга размещена в разделе Архив. Официальный домен/сайт spbarchives.
Блокировка

Нет ограничений

Видимость

открытое

Верификация

Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте

Популярность

У сообщества нет огня Прометея

ID

132600244

Домен

spbarchives

Название

Архивы Санкт-Петербурга

Статус

Описание

Архивы Санкт-Петербурга - официальная страница Архивного комитета Санкт-Петербурга и подведомственных ему государственных архивных учреждений

Тип

публичная страница

Возрастное ограничение

16+

Тематика

Архив

Стена

ограниченная

Сайт

не указан

Подписчики
24435 подписчика

Записи сообщества

⚠ ДВЕ НОВОСТИ О РАБОТЕ ЧИТАЛЬНЫХ ЗАЛОВ Уважаемые пользователи архивов Санкт-Петербурга! Традиционно в летний период читальные залы "уйдут на каникулы" на две недели. Специально для вас публикуем график предстоящих закрытий. Есть и хорошая новость: с началом осени количество дней работы в вечернее время (до 20.00) наиболее посещаемых читальных залов увеличится. Следите за нашими публикациями 😊 P. S. Не забывайте, что [https://vk.com/spbarchives?w=wall-132600244_17041|наш опрос] об итогах работы читальных залов по субботам в мае-июне продолжается. Просим вас до 25 июля высказать свое мнение. #spbarchives #архивыспб #читальныйзал #графикработы #ялюблюсвоюработу #архивныеканикулы

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ НА ДОРОГЕ 5 августа ежегодного отмечается Международный день светофора. Интересно, что самый первый светофор в нашей стране появился в Ленинграде. Его установили 30 января 1930 г. на пересечении Невского и Литейного проспектов (тогда назывались проспектами 25 Октября и Володарского). В Москве светофор заработал почти на год позже, он регулировал дорожное движение на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Позднее такие приборы стали использовать и в других городах нашей родины. Еще одна любопытная деталь. Советские светофоры первое время отличались между собой по оформлению. В Ленинграде зеленый свет располагался в нижнем ряду, а в Москве – наверху. Ленинградский вариант расположения цветов светофора (сверху-вниз: красный, желтый, зеленый) соответствовал международным правилам дорожного движения, но тем не менее долгие годы в стране был общепринят московский «перевернутый» стандарт. Только в 1959 г. СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. С этого момента светофор приобрел привычный нам сегодня красно-желто-зеленый вид. ___________________________ ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 4321. Л. 196-198. Плакаты с правилами уличного движения для граждан Ленинграда. 1940. #spbarchives #архивыспб #светофор #пдд #ленинград #ЦГАИПД

АЛЕКСАНДР ВАХРАМЕЕВ: ЛЕТОПИСЕЦ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПЕТРОГРАДА Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) родился в Вологодской губернии, в семье священника. Окончив духовную семинарию, некоторое время работал телеграфистом на железнодорожной станции. В 1895 году приехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Не пройдя по конкурсу в Академию, поступил в рисовальную школу княгини М.К. Тенишевой, где его педагогом был И.Е. Репин. Через год Александр Иванович наряду с другими учениками школы поступил в Академию художеств. Наставником он выбрал художника-баталиста и мастера бытового жанра П.О. Ковалевского. В 1903 году Вахрамеев закончил Академию художеств. Дипломной работой стала картина «Торжество духа (Самосожжение раскольников)», за которую он получил звание художника. Картина не сохранилась до наших дней. После окончания Академии с 1906 по 1909 год преподавал в художественном училище в Пензе, но по политическим причинам был выслан в Петербург. По приглашению Н.К.Рериха в 1912 году начал преподавать в школе Общества поощрения художеств. С 1920 по 1925 гг. преподавал в Академии художеств. В 1921 году получил звание профессора. В 1910-1912 гг. Вахрамеев создал около ста работ в различной технике, объединив их в серии «Улица» и «Белые ночи». Содержание этих работ - это сцены из жизни Петербурга накануне первой мировой войны и революции. Уникальная серия Вахрамеева «Типы и сцены Петрограда 1917-1921 годов» стала художественной летописью повседневности революционного Петрограда. Александр Иванович оставил многогранное художественное наследие живописи и графики. Он создал целую галерею женских и детских портретов, написал ряд лирических пейзажей и жанровых сцен. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории Петербурга, Пензенской областной картинной галерее им. К.А. Савицкого, а также в других музеях и частных коллекциях. В ЦГАЛИ СПб хранится личный фонд художника (Ф. Р-101). _____________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-101. Оп. 2. Д. 56. Л. 1. Фотография А.И. Вахрамеева. [1920-е]. 2. Там же. Оп. 1. Д. 31. Л. 22. Свидание на набережной. Бумага, акварель. 1909. 3. Там же. Д. 16. Л. 28. Портрет Б.А. Ларина, преподавателя на государственных курсах при Институте истории искусств. Бумага, уголь, белила, акварель. 1919. 4. Там же. Д. 21. Л. 25. Пейзаж. Холст, масло. [1910-е]. 5. Там же. Д. 37. Л. 6. Красноармеец. Бумага, акварель. 1921-[1923]. #spbarchives #архивыспб #вахрамеев #художник #ЦГАЛИ

О ПОПЫТКЕ «УПЛОТНЕНИЯ» АРХИВА Нехватка помещений для хранения документов являлась и до сегодняшнего дня остается одной из самых актуальных проблем для архивов. В разное время архивные материалы размещались, например, в зданиях бывших церквей и в других неприспособленных для этих целей постройках. Нельзя сказать, что советская власть ничего не сделала для сохранения документального наследия нашей истории – достаточно упомянуть, что именно она предприняла удачную попытку централизации архивной системы страны. Однако, на почве дефицита площадей между архивами и местными органами власти случались конфликты. В декабре 1931 г. Ленинград был выделен из Ленинградской области в самостоятельную административную единицу, а Ленсовет был переподчинен непосредственно ВЦИК и СНК РСФСР. При Ленсовете были образованы городские отделы и управления, для размещения которых нужны были помещения, которых катастрофически не хватало. Тогда было решено «уплотнить» ЛОЦИА – Ленинградское отделение Центрального Исторического архива (ныне – РГИА). Архив занимал здание Сената и Синода, а также примыкающий к нему особняк Лаваль на наб. Красного Флота (ныне – Английская наб.). Президиум Ленсовета 13 декабря 1931 г. принял постановление, которым руководству ЛОЦИА было предписано освободить особняк, а все дела, находящиеся в хранилищах, подлежали перемещению в течение 24 часов в читальный зал, который располагался в здании Сената и Синода. Архивный фонд ЛОЦИА являлся одним из самых богатых по составу в мире, объединяя несколько миллионов единиц хранения, перемещение которых в читальный зал в течение суток невозможно представить. В результате возник конфликт между архивными учреждениями и городскими властями с участием ВЦИК, о ходе которого можно судить по телеграмме Президиума ВЦИК Леноблисполкому, а также письму уполномоченного Центрального Архивного управления А.К. Дрезена прокурору Ленинградской области. Конфликт был разрешен в пользу ЛОЦИА, документы которого располагались в здании Сената и Синода вплоть до 2006 г. Затем архив переехал в новое здание на Заневском пр., д. 36. ______________________ 1. ЦГА СПб. Ф. Р-1000. Оп. 67. Д. 148. Л. 104. Телеграмма Президиума ВЦИК СССР с запросом объяснения Леноблисполкома насчет его претензий к ЛОЦИА. 1932. 2. Там же. Л. 122. Письмо А.К. Дрезена о конфликте вокруг помещений ЛОЦИА. 1932. #spbarchives #архивыспб #хранениедокументов #помещения #ЦГА

КО ДНЮ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК 2 августа в нашей стране отмечается профессиональный праздник действующих и военнослужащих запаса воздушно-десантных войск России. Неотъемлемой частью экипировки воздушного десанта всегда считался парашют. Десантный парашют должен иметь максимально понятную конструкцию, быть надёжным и неприхотливым в эксплуатации — простым при укладке и при проверке. Изначально парашюты изготавливали из шёлка, а когда появились синтетические ткани, то начали производить ткань для купола из полиамида (капрона) и полиэфирного волокна (лавсана). В СССР парашюты делали из хлопчатобумажной ткани «перкаль» — лёгкой и прочной, за счёт некручёных нитей и особого плетения. В начале 1960-х годов в Советском Союзе для уменьшения стоимости изготовления парашютов и тар разового применения при десантировании вместо дорогостоящих текстильных материалов стали применять армированную бумагу. Заводом №10 Мособлсовнархоза были разработаны грузовой бумажный парашют ПГБ-67 и парашютно-десантный бумажный мешок ПДБМ-61, которые предназначались для десантирования воинских грузов (вооружения, боеприпасов, продовольствия) с военно-транспортных самолётов (было изготовлено по 100 комплектов каждого вида). С 17 апреля по 2 июня 1962 года вместе с сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ) были проведены испытания этих бумажных парашютов и мешков. Был выполнен ряд полётов на самолётах Ан-12 и Ан-8, а также на вертолёте Ми-4, со сбрасыванием парашютных грузов, чтобы определить их сохранность после десантирования. В результате множества испытаний образцов ПГБ-67 и ПДБМ-61 выяснилось, что они не уступают по техническим характеристикам грузовой парашютной системе ОКС-4, широко применяемой для десантирования грузов в то время, а также в наши дни. При введении основного купола в действие дистанционным прибором груз снижался стабильно и устойчиво. Особых повреждений груза на парашюте во время приземления при скорости ветра до 10 м/с не наблюдалось. Бумажный парашют загружался вооружением двумя людьми в течение 25-35 минут. Было несколько недостатков, выявленных во время испытаний, которые нуждались в исправлении, но всё же было запланировано изготовить партию бумажного парашюта ПГБ-67 и парашютно-десантного бумажного мешка ПДБМ-61 для дальнейших войсковых испытаний. ________________________ ЦГАНТД СПб. Ф. Р-303. Оп. 1-5. Д. 246. Л. 5, 20, 24, 46. Из акта по результатам государственных испытаний опытных образцов грузового бумажного парашюта и парашютно-десантного бумажного мешка, изготовленного заводом №10, из бумаги, разработанной ВНИИБ. 1962. #spbarchives #архивыспб #вдв #деньвдв #вооруженныесилы #парашют #десант #ЦГАНТД

ДЕНЬ ПАМЯТИ РОССИЙСКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Ежегодно 1 августа в России отмечается День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Первая мировая война – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Война не только перекроила географическую карту, но и судьбы многих стран. Она принесла горе миллионам людей во всем мире. Данные о потерях русской армии в годы Первой мировой войны противоречивы, приводятся цифры от 775 000 до 1 300 000 погибших солдат и офицеров. Сегодня в российских городах установлено несколько десятков памятников и мемориальных досок, посвященных памяти погибших в годы Первой мировой войны. Один из них был открыт в Санкт-Петербурге 1 августа 2014 года у Витебского вокзала, с которого в годы войны на фронт уходили воинские эшелоны. ________________________ ЦГАКФФД СПб. Г 18207. Стрельба солдат в противогазах из окопов. Место съемки: Северо-Западный или Западный фронт. Автор съемки Г.З.Фрид. [1914-1917]. #spbarchives #архивыспб #1августа #перваямироваявойна #ЦГАКФФД

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ХРУЩЁВКИ! С первых лет после окончания Великой Отечественной войны в нашей стране проводилась огромная работа по восстановлению и развитию народного хозяйства, но темпы промышленного строительства к середине 1950-х гг. еще значительно опережали строительство жилых домов. Следуя инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва, 31 июля 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», которое дало толчок действительно массовому строительству жилых домов на всей территории СССР и закрепляло его новые принципы. Экономия и максимальная рационализация пространства, применение типовых конструкций позволяли обеспечивать людей жильем в наиболее короткие сроки. Однотипные четырех-пятиэтажные дома, лишенные какой-либо эстетики, собирались из заранее изготовленных панелей или целых блоков. Так, в городах нашей страны выросли целые микрорайоны домов, которые народная молва до сих пор именует«хрущёвками». Малогабаритные квартиры в них имеют тонкие стены, низкие потолки и ряд прочих недостатков, однако… нам и сейчас понятна искренняя радость их первых жителей! Для многих, кто едва оправился после лихолетья войны, с новосельем жизнь только начиналась. _____________________________ ЦГАКФФД СПб. Ар 67598. Закапывание ДОТа времен Великой Отечественной войны на площадке строительства новых жилых домов в Московском районе Ленинграда. Автор съемки Г.И.Чертов. 1964. #spbarchives #архивыспб #хрущевки #доты #ЦГАКФФД

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДРУЖБЫ 30 июля в мире отмечается Международный день дружбы. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 10 лет назад, в 2011 году. Его смысл состоит в том, чтобы поощрять диалог между различными народами, формировать уважительное отношение к другим культурам и укреплять международное сотрудничество. Можно сказать, что для нашего города Международный день дружбы имеет особенное значение, ведь Петербург с самого начала своей истории был многонациональным городом, в котором мирно сосуществовали представители совершенно разных народов. Многие из них внесли свой вклад в развитие науки и культуры Петербурга, а также повлияли на формирование его архитектурного облика. В дореволюционном Петербурге жили немцы, итальянцы, финны, евреи, армяне… Еще в XVIII столетии в городе на Неве появились французы. В числе первых уроженцев Франции, приехавших в Петербург, был Жан-Батист Александр Леблон – архитектор и мастер садово-паркового искусства, автор Генерального плана Петербурга с центром на Васильевском острове. Не менее известны имена и других французов, вошедших в историю Петербурга благодаря созданным ими произведениям искусства: скульптора Фальконе, зодчих Валлен-Деламота, Тома де Томона, Жако и Монферрана. Некоторые французы, приезжавшие в Петербург, находили здесь вторую родину: они оставались в городе навсегда, заводили семьи и интегрировались в петербургское общество. Пожалуй, самая знаменитая петербургская династия французского происхождения – семья Бенуа. Основателем рода Бенуа в России стал Луи Жюль Сезар Август Бенуа, который эмигрировал из Франции после событий Великой Французской революции и в самом конце XVIII века обосновался в Петербурге. Среди его потомков можно выделить целую плеяду выдающихся деятелей искусства, имена которых тесным образом связаны с культурой нашего города: архитекторы Николай Леонтьевич и Леонтий Николаевич Бенуа (сын и внук основателя династии), художник Альберт Николаевич Бенуа, художник и искусствовед Александр Николаевич Бенуа. Интересно, что именно представитель династии Бенуа – архитектор Леонтий Николаевич Бенуа – стал одним из авторов проекта церкви в Ковенском переулке, построенной специально для французской римско-католической общины Петербурга. Леонтий Бенуа составил первоначальный вариант проекта, который впоследствии был скорректирован в соавторстве с архитектором Марианом Перетятковичем. Работы по постройке церкви начались в 1903 году, а торжественное освящение вновь построенного храма во имя Французской Божией Матери («Notre Dame de France») состоялось в 1909 году. Римско-католическая церковь в Ковенском переулке существует и в наши дни: сейчас она носит имя Лурдской Божией Матери (современный адрес – Ковенский пер., 7). Архитектурное решение ее фасада сочетает в себе черты романского стиля и модерна. В ЦГИА СПб сохранились проектные чертежи французской римско-католической церкви Божией Матери, составленные Леонтием Николаевичем Бенуа. _______________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4161. Л. 24. Разрешение Санкт-Петербургской городской управы на постройку римско-католической церкви «исключительно для французов». 1903. 2. Там же. Л. 34-37. Фасад римско-католической церкви «Notre Dame de France» по Ковенскому пер., 7. Архитектор Л. Н. Бенуа. Проектный чертеж. 1903. #spbarchives #архивыспб #французывпетербурге #бенуа #ЦГИА

КИНОТЕАТР «ЛЕНИНГРАД» В ноябре 1958 г. в нашем городе открылся первый панорамный кинотеатр «Ленинград» (Потемкинская ул., д.4). Здание, отведенное под кинотеатр, было построено в начале XX века и принадлежало Императорскому российскому обществу садоводства. После революции в нем размещался двухэтажный таксомоторный гараж. К концу 1950-х гг. решением бюро Ленинградского горкома КПСС (ниже приведен текст постановления) в помещении на Потемкинской, 4 была проведена масштабная реконструкция по проекту архитектора И.И. Чашника, в результате которой в Ленинграде появился один из самых крупных в стране «театров панорамного кино». В кинотеатре «Ленинград» работало три зала. Самый большой зал, рассчитанный на 1128 мест, был оборудован изогнутым экраном шириной 28 метров и высотой 10 метров. Изображение на такой гигантский экран проецировалось с трех точек. Звук воспроизводился через несколько громкоговорителей.Таким образом за счет расширения поля зрения и объемного звука удавалось усилить эффект присутствия во время просмотра, у зрителей возникало ощущение прямой связи с видимым. Интересно, что эксперименты с использованием системы кинопанорамы в прошлом веке привели к появлению современных IMAX и 3D-технологий. В «Ленинграде» проходили главные фестивальные и премьерные кинопоказы с участием актеров и съемочной группы. Первой картиной, продемонстрированной на его колоссальном экране, стала документальная лента «Широка страна моя…» Романа Кармена. Кинотеатр на Потемкинской задавал тон культурной жизни города. _____________________________ 1. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 76. Д. 245. Л. 46. Постановление бюро ЛГК КПСС от 26 февраля 1958 года «О строительстве в г. Ленинграде театра панорамного кино». 2. Научно-справочная библиотека ЦГАИПД СПб. Панорамный кинотеатр на Потемкинской улице // Вечерний Ленинград. 5 января 1959. № 3. С. 2. #spbarchives #архивыспб #панорамноекино #ленинград #потемкинская #таврический #ЦГАИПД

ЗИНОВИЙ КОРОГОДСКИЙ: РЕЖИССЕР. ПЕДАГОГ. МАСТЕР Зиновий Яковлевич Корогодский, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, театральный режиссёр и педагог, остается в нашей памяти как легендарный руководитель Ленинградского Театра юных зрителей им. А.А.Брянцева. З.Я. Корогодский родился 29 июля 1926 года в Томске. С детства мальчик увлекся театром, актерской игрой, поэтому после школы поступил и с отличием окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского (класс Б. Зона) и по распределению более десяти лет работал в Калужском и Калининградском драматических театрах, став самым молодым главным режиссером страны. В 1959 году по приглашению Г.А.Товстоногова Зиновий Яковлевич начал работать в Академическом Большом драматическом театре им. М. Горького. В 1962 году З.Я.Корогодский возглавил Ленинградский ТЮЗ, которым руководил до 1986 года. Спектакли театра не только принесли славу их создателю, но и вывели театр в число лучших театров страны. Жители и гости города хорошо помнят его постановки: «Коллеги», «Глоток свободы», «Будь здоров, школяр!», «После казни прошу…», «Трень-брень», «Радуга зимой» и другие. Здесь ставились первые спектакли по пьесам Радия Погодина, Булата Окуджавы, Михаила Рощина; музыку к спектаклям писал Валерий Гаврилин. В театре работали молодые режиссеры Л.А.Додин и В.М.Фильштинский. Среди его знаменитых артистов-учеников - звезды российского театра и кино: Антонина Шуранова, Александр Хочинский, Георгий Тараторкин, Ирина Соколова, Юрий Каморный, Николай Иванов, Ольга Волкова, Игорь Шибанов. Спектакли Корогодского и его коллектива вошли в историю мирового театра. Многие постановки ТЮЗа видели зрители Великобритании, Франции, Югославии, Польши, Болгарии, Японии и многих других стран. Ленинградский ТЮЗ под руководством Зиновия Корогодского стал лидером движения детских театров. Он боролся с формальными школьными «культпоходами» и продвигал идею театра для всей семьи. Глубоко погруженный в мир детства с его проблемами и драматизмом, режиссер предлагал своим юным зрителям не дидактику, а театр, полный радости и энергии. Подхватив идею А.А.Брянцева, З.Я.Корогодский выстроил уникальную структуру театра – делегатские собрания, родительские конференции, дни директоров школ Ленинграда. Активные зрители получили возможность участвовать в жизни театра вместе с актерами и режиссерами, обсуждать спектакли и быть услышанными. С 1961 года З.Я. Корогодский преподавал в Ленинградском театральном институте. В 1970-1980-х годах он руководил лабораторией молодых драматургов России, проводил встречи и семинары для молодых режиссеров. В 1990 году Корогодский создал новый творческий концепт – эстетический центр «Семья». Сердцем организации стал Театр Поколений, который работает до сих пор. В 1992 году Зиновий Яковлевич возглавил кафедру актёрского мастерства и режиссуры в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Проводил мастер-классы в университетах США, Германии, Голландии, Вьетнама, Японии. Сегодня его выпускники работают в театрах дальнего и ближнего зарубежья. За полвека своей педагогической деятельности Корогодский выпустил 21 актерский класс, около 300 актеров. Зиновий Яковлевич является автором восьми книг: «Режиссёр и актёр», «Первый год. Начало», «Первый год. Продолжение», «Этюд и школа», «Репетиция, репетиция, репетиция», «Играй. Театр», «Начало», «Возвращение». З.Я.Корогодский скончался 22 мая 2004 года. Похоронен на Комаровском кладбище. Документы режиссера хранятся в ЦГАЛИ СПб, некоторые из них представляем вашему вниманию. _____________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-717. Оп. 2. Д. 400. Л. 1. З.Я.Корогодский перед выступлением в Ленинградском доме писателя им.В.В.Маяковского. 1960-е. 2. Там же. Ф. Р-334. Оп. 6-3. Д. 134. Л. 4. Афиша спектакля ТЮЗа «Комедия ошибок». 1982. 3. Там же. Л. 9. Афиша ТЮЗа «Абонементы для подростков и родителей». 1982. 4. Там же. Л. 10. Афиша ТЮЗа «Прием в Делегатское собрание». 1982. #spbarchives #архивыспб #корогодский #тюз #ЦГАЛИ

Сайт TOP100VK.COM НЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.

Почта для жалоб: jaredgeharrmerlesch@gmail.com (удаляем страницы по первому запросу!)

Удалить содержимое страницы