Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д. Шостаковича
Большой зал: Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
Малый зал: Санкт-Петербург, Невский пр., 30
ticket@philharmonia.spb.ru
#Филармония_Петербурга
#Филармония_Петербурга_анонс
#программа_ближайших_событий
#готовимся_к_концерту
#трансляция_концерта
#100летие_Филармонии
#Диалоги_об_искусстве
#Филармония_современная_музыка
#Филармония_подкаст
#Филармония_первая_скрипка
#фото_из_архива_Филармонии
📳 Подпишитесь на рассылку, она поможет не пропускать все важное.
🧑🏻💻 Ваш комментарий должен быть разумным, спокойным и вежливым, о чем бы вы ни писали. Если ваш комментарий не по теме поста, напишите нам в личные сообщения: vk.me/philharmoniaspb
Наш телеграм канал: t.me/philharmoniaspb
28 июля ушел из жизни Зодим Дмитриевич Носков. Ему было 92 года. Больше половины из них он играл в Академическом симфоническом оркестре. Со скрипкой не расставался до последних дней.
Вот как говорил Зодим Дмитриевич в интервью для digital-проекта о своей работе в Петербургской филармонии:
«Мне посчастливилось здесь провести 57 лет... С 1953 года по 2010 год. Первый концерт, я тогда пришел из армии, я запомнил. Это было в декабре 1953 года. Николай Семенович Рабинович дирижировал Вагнера. Только Вагнера. Играли увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам», пел замечательный певец Константин Лаптев.
И последний концерт через 57 лет, в декабре 2010 года. Опять мне повезло. Четвертая симфония Малера. Дирижировал Александр Сергеевич Дмитриев.
Меня торжественно провожали на пенсию. Насколько прав Эйнштейн в теории относительности! Репетиция 3,5 часа – это так долго, а 57 лет пробежали, как стрела!»
Светлая память прекрасному музыканту и добрейшему человеку.
💯 Полную версию интервью с Зодимом Дмитриевичем Носковым можно посмотреть здесь: https://100philharmonia.spb.ru/look-listen/3872/ 💯
#ЗодимДмитриевичНосков
#100летие_Филармонии
#фото_из_архива_Филармонии
Благодаря кому открываются музеи и идут регулярные концерты? Мы редко задумываемся о таких вещах, не так ли? Но за этим всегда стоят люди, которые горячо любят искусство и оказывают ему финансовую поддержку. Поэтому мы запускаем новую серию постов, в которой каждый месяц будем рассказывать о крупнейших меценатах Российской империи и СССР. Сложно представить, какой была бы сейчас наша культурная жизнь, если бы они в своё время не поддержали художников, актёров, музыкантов.
🤝Этот цикл исторических заметок о меценатах стал возможен благодаря компании [club51023203|ПАО «НК «Роснефть»], которая многие годы поддерживает Санкт-Петербургскую филармонию. #Роснефть #Rosneft
Наш первый герой — основатель Третьяковской галереи, купец Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ (1832–1898). Благодаря его поддержке творчество художников-передвижников стало ярким явлением русского и мирового искусства.
🎶 Итак, как обещали, рассказываем о соседке скрипача Ефрема Цимбалиста — именно будущий знаменитый скрипач, услышав за стеной её дивный голос, устроил девушке первый концерт в Ростовском городском саду, а затем посоветовал ей вырваться из провинции и отправиться покорять Петербург!
📚 В 2005 году премию «Национальный бестселлер» получил роман Михаила Шишкина «Венерин волос». Одной из линий романа стала полувымышленная биография певицы Изабеллы Юрьевой.
Имя это сегодня совсем забыто, но когда-то оно гремело не только в России. Исполнительница цыганских романсов, ростовская певица штурмом взяла Москву, Петербург-Петроград, а затем и Париж. Корзины цветов, толпы поклонников… Но Юрьева вернулась в СССР. Цыганский романс здесь не жаловали, советуя сменить репертуар на советские песни, но Изабелла Даниловна лукаво отвечала: «Мой голос не приспособлен к этой тональности». В 1938 году она споёт и в Большом зале Ленинградской филармонии.
✔️О том, как представил себе вековую (!) жизнь певицы писатель Шишкин, читайте в его романе.
💯Настоящую биографию Изабеллы Юрьевой можно найти на сайте digital-проекта «100-летие Филармонии»:
https://100philharmonia.spb.ru/persons/10316/
#100летие_Филармонии
#фото_из_архива_Филармонии
📺 В 1980-е годы американские телезрители спешили к экранам в ожидании очередного эпизода сериала «Ремингтон Стил». Главных героев в нём сыграли знаменитый Пирс Броснан и куда менее известная Стефани Цимбалист — детектив Лора Холт стала её звёздной ролью.
🎻 Отец Стефани тоже был актёром. Но самым известным в их семье, несомненно, был дед Стефани — скрипач Ефрем Цимбалист. С 9 лет он уже играл в Ростовском садовом оркестре своего отца, в 18 блестяще окончил консерваторию и отправился в Европу, а затем в США, покорив публику с первого концерта, с первого взгляда…
Уже американцем в 1930-е скрипач приезжает на гастроли в город, где когда-то учился, даёт концерты в Ленинградской филармонии и оставляет памятную запись в Филармоническом альбоме, правда, на английском языке.
✔️Этот автограф музыканта можно увидеть на сайте «100-летие Филармонии», там же — биография Ефрема Цимбалиста, а в разделе «Ссылки» — его запись Скрипичного концерта Брамса. Цимбалист играет Концерт с оркестром под управлением дирижёра Сергея Кусевицкого, о котором мы рассказали вчера — музыкальный мир, как известно, тесен!
💯Материалы по теме доступны по ссылке: https://100philharmonia.spb.ru/persons/7922/
☝️Кстати, на филармонических афишах можно найти имя соседки скрипача по его ростовскому дому! О ней расскажем уже завтра!
#100летие_Филармонии
#фото_из_архива_Филармонии
#Филармония_первая_скрипка
26 июля 1874 года родился Сергей Кусевицкий. Выдающийся контрабасист (в ансамбле с ним выступали Рахманинов и Скрябин, Собинов и Шаляпин), издатель, успешный импресарио (в «Концертах Кусевицкого» звучала не только признанная классика, но и российские премьеры Стравинского, Элгара), и, конечно, дирижёр!
Если бы история повернулась по-другому, Кусевицкий вполне мог бы оказаться первым главным дирижёром Петроградской филармонии: в 1917 году именно его выбрали музыканты бывшего Придворного, будущего Филармонического оркестра своим руководителем. Но в 1920 Кусевицкий покинет Советскую Россию и вскоре станет важной фигурой американской музыкальной жизни, многолетним руководителем Бостонского симфонического оркестра, будет преподавать: из его дирижёрского класса выйдет, в том числе и знаменитый Леонард Бернстайн.
Как сам дирижёр объяснял свой отъезд? Какие свидетельства его концертов сохранились в архиве Большого зала? Читайте в день рождения Сергея Кусевицкого на сайте digital-проекта «100-летие филармонии»: https://100philharmonia.spb.ru/persons/1642/
#100летие_Филармонии
#фото_из_архива_Филармонии
«Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра». Так писал Роберт Шуман.
А мы продолжаем серию рассказов о тех, кому всё-таки довелось играть именно первую скрипку в Филармоническом оркестре (ныне ЗКР) в разные годы.
На фото из архива Большого зала Илья Шпильберг играет на скрипке Никколо Паганини. Такой чести музыкант удостоился во время гастролей Заслуженного коллектива по Италии в 1966 году. В оркестре Шпильберг к этому времени играл долгие годы. Но попал он сюда по чистой случайности!
В 1930-е годы Всеволоду Мейерхольду понадобился скрипач для участия в спектаклях своего театра. Кто-то посоветовал ему молодого Шпильберга – тот уже успел поработать в оркестре Большого театра, был солистом Всесоюзного радио. Так о скрипаче узнала театральная Москва.
В 1934 году Театр Мейерхольда приезжает на гастроли в Ленинград. Пройдя мимо здания Большого зала филармонии, Илья Шпильберг увидит объявление: «Конкурс на вакантные места в Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр» и между репетицией и спектаклем сыграет первый тур. В Москву к Мейерхольду он больше не вернется, а с 1945 года станет концертмейстером Филармонического оркестра!
Другие фото и истории из жизни музыканта можно узнать по ссылке:
https://100philharmonia.spb.ru/persons/9205/
#Филармония_первая_скрипка #100летие_Филармонии #фото_из_архива_Филармонии
«Как развивалась музыка в XX веке»
🎙 На сайте цифрового архива «100-летие Филармонии» есть не только биографические статьи, программы концертов, афиши, записи трансляций из Большого зала, но и интересные беседы в аудиоформате. Сегодня предлагаем познакомиться с нашим подкастом — пока только одним, из четырёх эпизодов. Но этот раздел будет обязательно пополняться новыми уникальными материалами!
Что вы в первую очередь представляете при словах «музыка XX века»? Едва ли давно ставшую классикой Четвертую симфонию Густава Малера. А между тем, именно под рукописью Скерцо из этой симфонии стоит первая дата, которую можно отнести к началу прошлого столетия: 4 января 1901 года. Впрочем, вопрос, когда же по-настоящему начался XX век в музыкальном искусстве, остается дискуссионным.
🎧 Об этом, а также о предпосылках перемен, конце классики и о многом другом — в беседе Александра Харьковского и Ольги Скорбященской на сайте digital-проекта «100-летие Филармонии»: https://100philharmonia.spb.ru/podcasts/1469/
💯 Ещё больше интересных материалов вы найдете на сайте архива и в наших следующих постах, ведь столетие Филармонии мы будем праздновать весь 2021 год, впереди сезон 2021/22!
#100летие_Филармонии #Филармония_подкаст
Есть традиции, которые Филармонический оркестр, нынешний оркестр ЗКР, соблюдает с момента основания. Но фотоархив Большого зала открывает истории, факты, и ситуации, в которых сложно представить себе современных музыкантов.
📸 На фотографии из нашей библиотеки запечатлена репетиция группы первых скрипок дома (!) у концертмейстера оркестра Виктора Заветновского. Едва ли сегодня можно предположить такой «семейный» формат занятий.
Заветновский пришёл в оркестр ещё при Николае II, в 1902 году. В 1910 стал концертмейстером коллектива и сохранил место первой скрипки до 1945 года. Правда, в блокаду музыкант и его оркестр на время расстанутся: до лета 1942 Заветновский остается в осаждённом городе, продолжая выходить на сцену Филармонии в составе Оркестра Радиокомитета.
✔️О жизни первого концертмейстера Филармонического оркестра можно почитать тут: https://100philharmonia.spb.ru/persons/1031/
💯О том, кто занимал этот пост в разные годы, расскажем в ближайшее время!
#Филармония_первая_скрипка #100летие_Филармонии #фото_из_архива_Филармонии
Сайт TOP100VK.COMНЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.
Почта для жалоб: jaredgeharrmerlesch@gmail.com (удаляем страницы по первому запросу!)