Всероссийский музей А.С. Пушкина

Всероссийский музей А.С. Пушкина
публичная страница
117545 подписчика
Группа Всероссийский музей А.С. Пушкина размещена в разделе Музей, галерея, выставка. Официальный домен/сайт museumpushkinspb.
Блокировка

Нет ограничений

Видимость

открытое

Верификация

Сообщество верифицировано администрацией ВКонтакте

Популярность

У сообщества нет огня Прометея

ID

29020865

Домен

museumpushkinspb

Название

Всероссийский музей А.С. Пушкина

Статус

📍Санкт-Петербург

Описание

Всероссийский музей А.С.Пушкина – уникальный музейный комплекс, который состоит из шести музеев: • Литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» • Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина • Мемориальный Музей-Лицей • Мемориальный Музей-дача А. С. Пушкина • Мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова • Музей-усадьба Г. Р. Державина.

Тип

публичная страница

Возрастное ограничение

16+

Тематика

Музей, галерея, выставка

Стена

ограниченная

Сайт

http://www.museumpushkin.ru

Подписчики
117545 подписчика

Записи сообщества

Внимание! • 19 июля Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина работает до 16:00. Касса до 15:00 • 22 июля центральный корпус Музея-усадьбы Г. Р. Державина закрыт

Дорогие друзья! С 5 по 12 августа (включительно) Центральный корпус Музея-усадьбы Г. Р. Державина закрыт. Приносим извинения за возможные неудобства. #режимботы #музейусадьбадержавина #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #закрыт

В фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина хранятся несколько гравюр, выполненных с картин английского художника Джорджа Морланда. Четыре работы поступили в коллекцию музея в 1963 году от Б.М. Вревского, потомка Е.Н. Вульф из Тригорского. По семейной легенде эти гравюры висели в тригорском доме в то время, когда там бывал А.С. Пушкин. Долгое время их воспринимали как серию «Времена года». С 1964 года две из них, «Весна» и «Лето», были представлены в экспозиции музея в Тригорском. Еще две, «Осень» и «Зима», оставались на хранении во Всероссийском музее А.С. Пушкина. Хранитель Тригорского А.И. Давыдов, работая с литературой, посвященной биографии и творчеству Джорджа Морланда, сделал вывод, что к серии «Времена года» относятся только листы «Осень» и «Зима», гравированные другом и родственником Морланда Уильямом Уордом. А две работы, долгое время находившиеся на экспозиции в Тригорском (жанровые сцены на сюжеты сельской жизни «Кормление лошадей» и «Кормление свиней») выполнены Дж. Смитом. Изучая гравюры Морланда, хранитель фонда печатной, прикладной графики Всероссийского музея А.С. Пушкина А.Н. Пукова выяснила, что все четыре гравюры были выполнены в технике меццо-тинто Дж. Смитом. В настоящее время в Британском музее хранятся аналогичные гравюры Дж. Смита по картинам Морланда: «Молочница и Пастух», «Кормление свиней», «Кормление лошадей», «Разбивая лед». В 1865 году М.И. Семевский во время «прогулки в Тригорское» нашел в доме коллекцию картин и библиотеку. Он узнал от А.Н. Вульфа, что в старину «библиотека эта была довольна велика, и в ней было много книг с дорогими гравюрами». Она была собрана его дедом А.М. Вындомским, «человеком, по своему времени, весьма образованным, находившимся в сношениях с Новиковым, едва ли даже не масоном и, как говорят, членом казанской ложи». Н.Н. Кашкин в «Родословных разведках», со слов П.И. Вревского, упомянул, что А.М. Вындомский воспитывался, по семейному преданию, будто бы в Англии», но при этом автор заметил, что это «крайне маловероятно, ибо подобный случай был бы в те годы настолько исключителен, что не мог бы остаться незаметным и неизвестным летописцам того времени». Александр Максимович был прекрасным хозяином, любил читать и весьма хорошо рисовал. Когда-то в Тригорском хранились выполненные им рисунки. А.Н. Вульф в дневнике писал о своем дедушке, как о человеке «с умом и образованностью». Он долго «был в большом свете, но наконец удалился и жил в своей деревне в псковской губернии». Им приобретались книги изданий второй половины XVIII века на французском, немецком и итальянском языках. Это были сентиментальные романы, «путешествия», трагедии, комедии, либретто опер, множество альманахов. Кроме обычной литературы, Вындомский собрал книги по истории, философии, политике, естествознанию. Возможно, гравюры по картинам Морланда были приобретены им во время одной из поездок в Петербург, как дань моде. «Признанный, оригинальный и эксцентричный гений» Джордж Морланд родился в Лондоне 26 июня 1763 года в семье художника Генри Морланда. Другом семьи был гравер и художник Филлипп Доу, их связывали общие профессиональные интересы. Когда через несколько лет в семье Доу родился сын, его назвали в честь Джорджа Морланда, который стал крестным отцом мальчика. Джордж Доу с юных лет оказался невольным свидетелем бурной и беспутной жизни своего крестного отца. А через много лет Дж. Доу написал биографию Морланда, и эта книга считается самой достоверной. По свидетельству Дж. Доу, Джордж был старшим и любимым сыном. Он воспитывался дома, возможно под руководством отца, который, правда, часто сетовал, что потерял время на приобретение классических знаний, поэтому считал каждый час, который его сын не проводил за мольбертом, потраченным впустую. Примерно на девятнадцатом году жизни юноша «впал в заблуждения», от которых родители пытались его удержать. У него проявилась слабость к крепким напиткам и «низкому обществу». Но и при таких обстоятельствах он продолжал совершенствоваться в искусстве. Наблюдал за жизнью вокруг себя, «учился непосредственно у природы». В своих картинах художник изобразил скромную сельскую жизнь Англии конца XVIII века «с абсолютной точностью, которая проистекает из глубокого знания темы». Художник окончил свои дни трагически, в нищете, скитаясь по временным пристанищам 29 октября 1804 года на 42-м году жизни. При жизни художника многие предполагали, что он долго не проживет и что каждая его картина будет последней. Его полотна покупали, надеясь после его смерти получить от них большую выгоду. Картины Морланда действительно значительно выросли в цене после смерти художника. Как заметил однажды Эрнест Эдвард Кук: «Морланд — это один из нескольких случаев в истории искусства, когда грязная человеческая жизнь сочетается с прекрасной работой». Автор текста — Наталья Владимировна Блинова, заведующая сектором методической работы Всероссийского музея А. С. Пушкина. Изображения: Джон Рубенс Смит с оригинала Дж. Морланда. «Разбивая лед», 1798 Джон Рафаэль Смит с оригинала Дж. Морланда. «Кормление лошадей», 1798 Джон Рафаэль Смит с оригинала Дж. Морланда. «Молочница и пастух», 1798 Джон Рафаэль Смит с оригинала Дж. Морланда. «Кормление свиней», 1801 #живопись #художник #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #Морланд

5 августа в залах 3-го этажа Восточного корпуса Музея-усадьбы Г. Р. Державина возобновляет работу выставка «Новые поступления», которая знакомит с произведениями русского, западноевропейского и восточного искусства XVII–XIX веков, поступившими в музей в 2019 году из частного собрания. Самой ценной частью живописной коллекции можно считать русские портреты, которые по времени исполнения и изображенным персонажам близки тематике экспозиций Всероссийского музея А. С. Пушкина. Это портреты П. А. Зубова, великого князя Александра Павловича в детстве, сенатора и министра финансов при Александре I А. И. Васильева. Значимым приобретением для музея является портрет Павла Христиановича Безака (1769–1831) — отца выпускника 2-го курса Императорского Царскосельского лицея К. П. Безака. Среди живописных полотен есть несколько замечательных работ западноевропейских художников XVII–XVIII веков: голландца Ф. Ваувермана, англичанина Д. Стаббса, представителя венецианской школы Д. Бассано. Несомненный интерес представляет портрет принца Конти (Луи Армана II де Бурбон-Конти, 1695–1727), в настоящее время определяемого как работа неизвестного художника, но есть основания предполагать, что его создатель — Николя Ларжильер (1656–1746), произведения которого хранятся в Лувре. В экспозиции находятся девять оригинальных графических работ и 45 миниатюр. Один из самых известных акварелистов пушкинской эпохи — Петр Федорович Соколов (1791–1848) представлен портретом неизвестной девушки, исполненным в 1826 году. Два женских портрета, также пополнивших фонд оригинальной графики, созданы в 1860-е годы. На одном мы видим княгиню Елену Павловну Кочубей, урожденную Бибикову, падчерицу А. Х. Бенкендорфа (1812–1888), некогда светскую знакомую Пушкина. Ее изображение восходит к живописному оригиналу Франца Винтерхальтера (1806–1873), модного в Европе светского портретиста. Отметим два европейских пейзажа: раннюю сепию Г. Г. Гагарина (1810–1893) с жанровой сценой «На мосту» и акварель Г. Уолкера «Ворота Справедливости в Альгамбре». Впервые в фонде графики появились подписные акварельные портреты работы Карла Саара (1797–1853), воспитанника Венской Академии художеств, и Льва Бакста (1866–1924). В экспозиции также представлены скульптура, мелкая пластика, предметы декоративно-прикладного искусства и мебель. Вход на выставку: по единому билету — 300 рублей по билету на выставку —100 рублей по бесплатному билету — для льготных категорий граждан Подробнее о выставке http://www.museumpushkin.ru/vystavki1/anonsy_vystavok/vystavka_novye_postupleniya1.html Изображения: П.Ф. Соколов. Портрет молодой девушки. 1826 Л. Бакст. Портрет молодого человека в костюме испанского тореадора. 1892 #выставка #новыепоступления #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #бакст #писатель #живопись #пушкин

Летом 1858 года Николай Алексеевич Некрасов и Иван Иванович Панаев перебрались жить на дачу под Петербургом. Одним из гостей в то лето у них на даче был французский писатель Александр Дюма. О том, как состоялось их знакомство рассказывает Наталья Владимировна Блинова, заведующая сектором методической работы Всероссийского музея А. С. Пушкина. #Некрасов #Панаев #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #знакомство #писатель #Дюма #Некрасов200

В августе 1807 года журнал «Вестник Европы» напечатал оду Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская». Ее начало созвучно «летним настроением» и нашему времени: Блажен, кто менее зависит от людей, Свободен от долгов и от хлопот приказных, Не ищет при дворе ни злата, ни честей И чужд сует разнообразных! Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть, С пространства в тесноту, с свободы за затворы, Под бремя роскоши, богатств, сирен под власть И пред вельможей пышны взоры? Возможно ли сравнять что с вольностью златой, С уединением и тишиной на Званке? Довольство, здравие, согласие с женой, Покой мне нужен — дней в останке. Далее поэт подробно описывает свои занятия в новгородском имении. Объемное стихотворение становится «энциклопедией званской жизни». В конце же его он сетует: Разрушится сей дом, засохнет бор и сад, Не воспомянется нигде и имя Званки; Но сов, сычей из дупл огнезеленый взгляд И разве дым сверкнет с землянки. Адресат стихотворения Евгений (Болховитинов), в то время епископ Старорусский и настоятель Варлаамо-Хутынского монастыря, так отозвался на эти строки в письме к Державину: «Будет и Званка звонка вашими песнями так, как звонка она своим эхом. Сии два звона будут в потомстве вечевым колоколом для республики русских стихотворцев. Может быть, на том холме, под коим лежащего волхва поете вы в песнях, поставлен будет ваш истукан с такою, например, надписью: Средь сих болот и ржавин С бессмертным эхом вечных скал Бессмертны песни повторял Бессмертный наш поэт Державин». Поэт ответил епископу Евгению, занятому историческими трудами: Чтоб лира так звонка была, Как эхо Званки было звонко, Потребно счастие не ломко И звонка Клия мне твоя. Звонское званское эхо, упомянутое в дружеской переписке, «удивительно отдавалось по лесам Волхова», когда в имении по праздничным дням стреляли из пушек, расположенных у входа в дом. Под высоким холмом в Званке по преданию был похоронен новгородский вохв Злогор, которому Державин посвятил одноименную балладу. Автор текста — Нина Петровна Морозова, заведующая Музеем Г. Р. Державина и русской словесности его времени. Иллюстрации: Вид Званки. Акварель Е. Аврамова. 1807 г. Митрополит Евгений. Гравюра. Варлаамо-Хутынский монастырь. Современное фото. #державин #музейусадьба #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #валаам #званка #пушкин

7 августа в 17.00 приглашаем на «Музыкальные вечера в усадьбе Державина». В программе — экскурсия по знаменитому усадебному саду и концерт классической музыки в Зеленом театре. Сад Г. Р. Державина — одно из самых удивительных мест Петербурга начала XIX века. На экскурсии вы познакомитесь с творчеством Н. А. Львова как ландшафтного архитектора, а также узнаете, какие «произрастения» были в саду в прошлом и настоящем. Концерт классической музыки в Зеленом театре продолжает традицию, когда во времена Державина здесь ставились спектакли. Обычно такие летние театры делали на грунте, вынутом при рытье водоемов, укладывали его горкой, в которой делали сидения. Сценой служила площадка, помост или ротонда. Продолжительность: 1 час 30 минут (1 час — экскурсия, 30 минут — концерт) Стоимость билетов: 400 рублей для всех категорий граждан. Билеты можно приобрести в кассе музея и на сайте https://tickets.museumpushkin.ru/ru/#id=46 Возрастная категория: 6+ Справки по телефонам: +7 (812) 740-14-63 Автор акварели — Елена Заяц. #державин #музейусадьба #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #концерт #openair #пушкин

Николай Алексеевич Некрасов был человеком, что называется, «публичным» — известный издатель и редактор, признанный и любимый многими поэт. Круг его знакомств был огромным. Но только одного человека он считал своим другом. Только ему, Ивану Сергеевичу Тургеневу, Некрасов мог доверять свои самые сокровенные мысли и чувства. Их многое сближало: литература, работа в журнале «Современник» и даже неустроенность и двойственность положения обоих в личной жизни. Их переписка полна взаимной симпатии: «Милый Некрасов, пишу тебе два слова в ответ на твое коротенькое письмо. Я очень рад, что, по-видимому, ты здоров, бодр и на охоту ходишь. Через месяц назначаю тебе свидание у тебя на квартире и наперед заказываю индейку с рисом, которую сам разрезывать буду», — писал Тургенев другу в сентябре 1857 года. Некрасов подписывал письма к писателю неизменно словами «Твой Некрасов» или даже «Весь твой Некрасов» и в одном из писем признавался: «Я дошел в отношениях к тебе до той высоты любви и веры, что говаривал тебе самую задушевную мою правду о себе». Одно обстоятельство особенно сблизило Некрасова и Тургенева — оба были страстными охотниками. Осенью 1854 года Тургенев уговорил друга приехать к нему в Спасское-Лутовиново вместе поохотиться. Но охота не шла, птицы было мало. У Некрасова болело горло, он почти потерял голос и говорил с трудом, а приставленный к нему на охоте мужик-проводник сбежал. Тургенев отругал мужика: «Как ты мог бросить моего товарища?». «Какой там товарищ, это сам бес! Уж как зашипел он на меня, как зашипел, как гусак, ажно под животиками подвело». Тургенев переживал из-за не сложившейся охоты, плохой работы собак, а Некрасов его успокаивал, говорил, что пес Тургенева «лицом» похож на Вальтера Скотта, и Тургенев соглашался, что у собаки и вправду «очень умная голова». Охота приносила друзьям не только удовольствие. Она давала возможность ближе узнать жизнь русской деревни, становилась источником творчества. Оба не только любили и чувствовали русскую природу, но и были большими мастерами передать это в своих произведениях. Тургенев писал «записки охотника» в прозе, Некрасов — в стихах. Раскол в редакции журнала «Современник» привел к фатальному разрыву отношений. Только в 1877 году на Литейном, 36, состоялась их последняя встреча. Спустя год Тургенев написал стихотворение в прозе «Последнее свидание»: «Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною. Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились. Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг! Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы... Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас. Да... Смерть нас примирила». Автор текста — Антонина Петровна Артихович, заведующая Мемориальным музеем-квартирой Н.А. Некрасова. Изображения: М. Б. Тулинов. Портрет Н. А. Некрасова с собакой. 1861 С.Л. Левицкий. Портрет И.С.Тургенева.1861 #деньдружбы #друзья #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #Некрасов #литература #пушкин

Среди множества замечательных талантов, которыми щедро был наделен А. С. Пушкин, был, безусловно, и удивительный талант дружбы. Тема дружбы освятила «отрадной звездой» все его творчество — от Лицея до последних дней жизни. Преданность друзьям, братскому союзу — все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей. «Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное», — писал известный российский филолог, академик Я. К. Грот. Не случайно, незадолго до смерти, Пушкин вспомнил лицейских товарищей: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне было бы легче умирать...». Лицейским воспоминаниям поэт посвятил много стихов, одно из самых трогательных — «19 октября» (1825 г.): Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. В стихотворных дружеских посланиях на протяжении всей творческой жизни, Пушкин обращался к близким друзьям: И. Пущину, А. Дельвигу, П. Нащокину, В. Кюхельбекеру, В. Жуковскому, К. Батюшкову, П. Чаадаеву и к другим близкими по духу людям. И. И. Пущину Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое Провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! 13 декабря 1826 Чувство глубокой сердечной привязанности к друзьям поэт пронес через всю жизнь. Спустя семь лет после кончины Пушкина, его друг поэт П А. Плетнев писал Гроту: «Я недавно припомнил золотые слова Пушкина насчет существующих и принятых многими правил о дружеских сношениях. «Все, — говорил в негодовании Пушкин, — заботливо исполняют требования общежития в отношении к посторонним, то есть к людям, которых мы не любим, а чаще и не уважаем, и это единственно потому, что они для нас ничто. С друзьями же не церемонятся, оставляют без внимания обязанности свои к ним, как к порядочным людям, хотя они для нас — все. Нет, я так не хочу действовать. Я хочу доказывать моим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей, перед которыми я не хочу и боюсь манкировать чем бы то ни было, освященным обыкновениями и правилами общежития». Автор текста — Татьяна Риксовна Мазур, ведущий хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина. Изображения: Надежда Рушева. Друзья-лицеисты (Поэты). 1968 К. Е. Севастьянов. Пушкин и Нащокин. 1969 А. Бенуа. Пушкин и его друзья белой ночью. 1916 #деньдружбы #друзья #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #Державин #литература #пушкин

30 июля во всем мире отмечают Международный день дружбы (International Day of Friendship). Что значила дружба и кто были близкими друзьями Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова читайте сегодня в наших специально подготовленных материалах. Самыми близкими друзьями Гаврилы Романовича Державина были поэты Н.А. Львов и В.В. Капнист, дружеские отношения связывали его с офицером П.А. Гасвицким, позднее с некоторыми вельможами. Одним из них был Александр Васильевич Храповицкий, статс-секретарь императрицы Екатерины II, сенатор и автор «Памятных записок». Иногда друзья вступали в стихотворные диалоги. Так, весной 1797 года поводом для «беседы» стали упреки Храповицкого поэту за похвалы Потемкину и Зубову: Пишу к тебе, писал как прежде, По старой дружбе и надежде, Что ты, из милости своей, Не всяко лыко в строку ставишь; Но только сам себя забавишь, Смеяся простоте моей. Я пред тобою откровенно Прямую правду дерзновенно, Не обинуясь, говорю: Орел державный ты, — я пташка; Хоть в крыльях не сильна замашка, Но мнится, в облаках парю. ……………………. Люблю твои я стихотворства: В них мало лести и притворства, Но иногда — полы лощишь.... Я твой же стих напоминаю И сам поистине не знаю, Зачем ты так, мой друг, грешишь. …………………….. Державин ответил таким стихотворением: Храповицкий! дружбы знаки Вижу я к себе твои: Ты ошибки, лесть и враки Кажешь праведно мои; Но с тобой не соглашуся Я лишь в том, что я орел. А по твоему коль станет, Ты мне путы развяжи; Где свободно гром мой грянет, Ты мне небо покажи; Где я в поприще пущуся И препон бы не имел? Где чертог найду я правды? Где увижу солнце в тме? Покажи мне те ограды Хоть близ трона в вышине, Чтоб где правду допущали И любили бы ее. Страха связанным цепями И рожденным под жезлом, Можно ль орлими крылами К солнцу нам парить умом? А хотя б и возлетали, — Чувствуем ярмо свое. Должны мы всегда стараться, Чтобы сильным угождать, Их любимцам поклоняться, Словом, взглядом их ласкать. Раб и похвалить не может, Он лишь может только льстить. Извини ж, мой друг, коль лестно Я кого где воспевал: Днесь скрывать мне тех бесчестно, Раз кого я похвалял. За слова — меня пусть гложет, За дела — сатирик чтит. Александр Васильевич по достоинству оценил адресованные ему стихи и ответил своими: Вижу, вижу беспристрастно, Что Державин правде друг: Сердце честно, чисто, ясно, Все умом постигнет вдруг. Грянет громом — все трясутся! Даст хвалу — и вознесутся! Не орел — ты сам Зевес. В пылком, в громком твоем слоге Пиндар и Орфей воскрес. — Хоть на грязной я дороге Средь Коломны нанял дом, Стары счеты разбираю, Цифры с цифрами сличаю И журнал верчу вверх дном: Но тебя я почитаю, Восхищен твоим умом. На этом диалог не закончился. Гаврила Романович написал другу: Как нáзвал ты меня Зевесом, От имя божья грянул гром; Я с страху скрылся под навесом И бью тебе, мой друг, челом: Избавь от пышных титл: я пешка. Чрезмерна похвала — насмешка. Автор текста — Нина Петровна Морозова, заведующая Музеем Г. Р. Державина и русской словесности его времени. Изображения: А. В. Храповицкий. Гравюра по оригиналу Д. Г. Левицкого 1781 года. Изображение из сети Интернет А. И. Мошарский с рисунка М. А. Кашенцева Портрет Н. А. Львова. Бумага, литография. Из альбома «Сорок шесть портретов членов Императорской Российской Академии». 1836. П.Ф. Борель с гравюры N.N. Портрет В.Капниста. Лист в альбоме «Портретная галерея русских деятелей». Т.II. 1869 #деньдружбы #друзья #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #Державин #литература #пушкин

Сайт TOP100VK.COM НЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.

Почта для жалоб: [email protected] (удаляем страницы по первому запросу!)

Удалить содержимое страницы