Художественный музей им. М.В. Нестерова

Художественный музей им. М.В. Нестерова
публичная страница
6378 подписчика
Группа Художественный музей им. М.В. Нестерова размещена в разделе Государственная организация. Официальный домен/сайт museumnesterov.
Блокировка

Нет ограничений

Видимость

открытое

Верификация

Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте

Популярность

У сообщества нет огня Прометея

ID

71093450

Домен

museumnesterov

Название

Художественный музей им. М.В. Нестерова

Статус

Сообщество

Описание

Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова – один из старейших и крупнейших музеев в России: он был открыт в январе 1920 года. Расположен в памятнике архитектуры начала ХХ века – бывшем особняке купца-лесопромышленника М.А. Лаптева (постройка 1913 года в стиле «модерн», архитектор А.А. Щербачёв). Идея создания музея и начало его собрания принадлежат уроженцу Уфы, выдающемуся русскому художнику, заслуженному деятелю искусств РСФСР, академику живописи Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942): в 1913 году художник принёс в дар родному городу собранную им коллекцию произведений русской живописи и графики второй половины XIX – начала XX века, в том числе произведения И.Е. Репина, И.И. Шишкина, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа и других известных художников. В составе дара было 30 работ самого М.В. Нестерова. Сегодня коллекция его произведений в собрании музея – одна из крупнейших в России: 108 экспонатов. Уникальна в собрании музея и коллекция живописи «отца российского футуризма» Д.Д. Бурлюка (1882–1967): 37 произведений (портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915–1918 годами – временем пребывания художника в Башкирии. По количественному составу и качественному уровню – это самая крупная в России музейная коллекция произведений Бурлюка. В собрании музея также – уникальные памятники древнерусского искусства, русского искусства ХVШ – начала ХХ века, западноевропейского искусства ХVI–ХIХ веков, декоративно-прикладного искусства России и Европы, советского и российского изобразительного искусства, башкирского народного декоративно-прикладного искусства, современного изобразительного искусства Республики Башкортостан. Общая численность музейного собрания на сегодняшний день – более 12 000 экспонатов.

Тип

публичная страница

Возрастное ограничение

16+

Тематика

Государственная организация

Стена

ограниченная

Сайт

http://museum-nesterov.ru/

Подписчики
6378 подписчика

Записи сообщества

ПОЗДНИЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ Выставка из проекта "Открытые фонды", посвящённого 100-летиюБГХМ им. М.В. Нестерова В экспозиции выставки представлены произведения поздних передвижников и художников, которые не были напрямую связаны с Товариществом передвижных художественных выставок, но обогатили русское искусство теми новыми тенденциями искусства Европы (в первую очередь, барбизонской школы и импрессионизма), которые оказали сильнейшее влияние на стилистические искания поздних передвижников. Что же касается термина «поздние передвижники», то он был вызван к жизни самим развитием русского искусства последней четверти ХIХ века. Дело в том, что, несмотря на то, что в это время передвижные выставки по-прежнему пользовались популярностью, но выставлялись на них произведения художников уже нового поколения, которые стали уходить от острых социальных тем и сюжетов старших передвижников и, соответственно, от передвижнического реализма в сторону импрессионизма. Они привнесли в искусство этюдность, фрагментарность композиции, усилили значение пленэрной живописи, а вместе с ними — свободный, широкий мазок, ощущение света и воздуха. Представлено 37 произведений И.И. Левитана, А.С. Степанова, А.М. Васнецова, С.В. Иванова, А.Е. Архипова, С.А. Виноградова, В.В. Переплётчикова, И.П. Похитонова, С.В. Васильковского, К.К. Первухина, С.И. Светославского, Е.Д. Поленовой, Франца Рубо и др. Выставка дополнена потрясающими русскими вышивками мельчайшим бисером.

В музее им. М.В. Нестерова представлена новая выставка"Дымковская игрушка" В экспозиции представлены работы известнейших мастериц - члена СХ СССР, лауреата Гос-I премии РСФСР им. Репина Пенкиной Зои Васильевныи (1897 - 1988) и её внучки Пенкиной Риммы Эдуардовны (1951г.р.). Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками». Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты. Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки. Без малого сто лет прожила на свете Зоя Васильевна Пенкина, человек удивительного душевного богатства. Почти все эти годы она щедро раздаривала свой талант, с упоением, удовольствием и радостью «играя» в глиняные расписные игрушки. Она, создавая героя, сама первая играла с ним, как мы играем в детстве с любимыми игрушками, наделяя их чертами живых существ. Потому все ее персонажи наделены живыми чертами, каждый действует согласно своему положению, характеру, имени. Потому, наверное, и материал, из которого она творила свои игрушки, был удивительно послушен ей, она владела им легко и свободно, как будто играючи. Это ремесло освоила Зоя Пенкина уже взрослым человеком, когда вышла замуж за жителя слободы Дымково Василия и оказалась в семье потомственных мастериц Пенкиных. Но в те годы процветало в слободе гипсовое производство, глиняная игрушка же не кормила семьи. И только неугомонный Алеша Деньшин верил, что придет час, когда возродится вятская игрушка, вернутся в промысел старые мастерицы, а их дочери, снохи и внучки освоят древнее ремесло и разнесут славу вятских умельцев по всему свету. Зоя Пенкина стала одной из первых учениц Алексея Деньшина. Она взяла от него то, без чего не может существовать настоящее искусство, и то, что оказалось близким ее веселому характеру: увлеченность делом, самозабвение в творчестве, неугомонность фантазии. И еще один совет, а вернее, завет, которому следовала все годы творчества: «Придумывайте что-нибудь свое!» А придумывать она была мастерицей... Вот её герои. Баба Яга в ступе с помелом, Дядька Черномор с тридцатью тремя витязями, Хозяйка Медной горы с Данилой-мастером в пещере каменной, "Пушки с пристани палят", "Белка песенки поет, да орешки все грызет", "У Лукоморья дуб зеленый", Царевна-лягушка в цветущем болоте, Мужичок с ноготок в больших рукавицах, Дюймовочка. Тут же Иван-крестьянский сын, Стенька Разин с дружиной, "Лебедь белая плывет", Жар-птица с хвостом, от красоты которого замирает сердце, катится по земле Колобок, цыгане, кибитки, русские люди, татары и марийцы, базары, ярмарки, карусели, охоты на волков и медведей, старики и старушки, собачки, кошки, мышки. И совсем трудно представить, что из обыкновенной гончарной глины в традиционном промысле, где свои жесткие, веками отработанные законы, она вылепила лешего и водяного, ящерок и лягушек, ежиков и рукавичку-теремок со всеми его обитателями. И все это живет у нее не в одиночестве, а окружено или многочисленным семейством, или друзьями и помощниками. Любимым ее писателем был Александр Сергеевич Пушкин. Она с уважением всегда называла его полным именем. Особенно неисчерпаемыми для ее фантазии были сказки великого поэта: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и работнике его Балде". Она читала их и постранично лепила не только каждого героя, но и развивала в своих композициях все сказочное действие. Она первая и единственная до сих пор мастерица в дымковском промысле, которая создала сотни фигур и сюжетных композиций на одну сказочную тему. Жаль, что они частями разошлись по отдельным музеям и частным собраниям, и невозможно сегодня собрать их воедино, чтобы целиком полюбоваться фантазией Зои Пенкиной и ее прочтением любимого поэта. Но, если бы мастерица ничего этого не создала, а только вылепила одну-единственную игрушку - "Многодетную мать", имя её вошло бы в историю промысла. Крупная дородная женщина в красивом русском наряде окружена множеством детей, больших и маленьких, и совсем только родившихся, которых она держит на руках. Судьбы многих русских женщин, испытавших тяжести и радости больших семей видятся в этой композиции Зои Пенкиной. Игрушка излучает столько света, в ней такое богатство красок - белых, синих, оранжевых, желтых, розовых, красных, такие веселые и задорные лица детей, так они по-праздничному одеты, как будто идут запечатлеться навечно, фотографу. Я видела много композиций мастерицы на эту тему в музеях и у коллекционеров. Многие из нас заказывали ей тогда эту игрушку как своеобразную визитную карточку автора. Но она ни однажды не повторилась. Все её "Многодетные матери" различны, как различны судьбы людей. Из своего искусства Зоя Пенкина секрета не делала. И какое это было для промысла счастье, что именно она да Евдокия Кошкина, тоже знаменитая мастерица, встретили в 1958 году пришедших попробовать свое счастье девушек, среди которых оказались известные сейчас мастерицы Лидия Фалалеева, Надежда Трухина, Нина Борнякова, Валентина Племянникова, Галина Баранова. Все они помнят и сейчас первую встречу с Зоей Васильевной: "Я запомнила ее руки ч такие живые. Может, поэтому сейчас и мастерицей стала", "Она на экзамене влюбила в себя, а потом в игрушку". И все вспоминают душевное тепло Зои Пенкиной, её материнское отношение, которое успокоило на экзамене и помогло одолеть робость и неверие в себя. Они и сейчас помнят ее завет: "Работать надо играючи, улыбаться, тогда получится". Так она работала и сама не одно десятилетие. Род мастериц дымковской игрушки Пенкиных может исчезнуть Дымковская игрушка славна мастерицами. "Мастеров" по традиции не бывает. "Не дано мужчине терпения, чтобы вылепить и расписать игрушку", - считает потомственная дымковчанка Римма Пенкина. •• На роду написано - Женщины из рода Пенкиных всегда занимались изготовлением глиняной игрушки, - рассказывает Римма Эдуардовна. - Бабушка Зоя - самая, наверное, знаменитая из нашего рода, вышла замуж за Василия Ивановича Пенкина, и к лепке ее пристрастила одна из четырех его сестер Лизавета. Маму Веру Васильевну, которая сама лепила не очень хорошо, больше тянуло игрушки расписывать, и она помогала бабушке, особенно когда зрение ее значительно ухудшилось. В детстве глину таскали ведрами из Дымково - какой это был материал! Мы добавляли в нее порошковые краски, клали яйца, чтобы стала мягче. Готовые игрушки белили - на молоке разводили мел. Сейчас глина жуткая - пахнет бензином, вся пропитана какой-то химией. Бывает, что кожа на руках и лице во время работы начинает "гореть" и шелушиться. Больше всего люблю делать барынь. Здесь возможности для творчества безграничны - она и водоноска, и собачница, и няня - разнообразна, как все женщины. Еще люблю индюков, только не больших, а маленьких или средних, чем и отличаюсь от бабушки. Она-то обожала все большое. Индюков - так огромных и обязательно с детками, многодетных барынь... Бабушка Зоя любила сказочные композиции, мне же больше по душе бытовые зарисовки. Эмоции в работе, если хорошие - помогут. Плохие - все испортят... Когда настроения нет, а работать нужно, леплю, потом посмотрю... и все сломаю. И при этом душа не заболит. Но когда вдохновение приходит - пальцы так и летают, и обязательно, что-нибудь этакое придумаешь! И по росписи сразу видно "добрые" игрушки или "злые". * взято из различных публикаций заслуженного работника культуры России Генриэтты Киселевой.

8 июля во Всероссийской день семьи, любви и верности в музее им. М.В. Нестерова пройдёт акция «День семьи в музее» В рамках акции в 12.30 сотрудник музея В.А. Боттичелли. прочтет лекцию «КАМНИ ВЕРЫ» о памятниках древних цивилизаций на территории России. Стоимость лекции 50 руб., билеты в кассе музея Ул. Гоголя, 27, 5 этаж, конференц-зал.

Сайт TOP100VK.COM НЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.

Почта для жалоб: [email protected] (удаляем страницы по первому запросу!)

Удалить содержимое страницы