С днем памяти святого преподобного Серафима Саровского!
📃 105 лет назад в Покровском храме Марфо-Мариинской обители первый духовник Обители - преподобноисповедник Сергий Сребрянский произнес проповедь о святом праведнике.
Благодаря орловскому краеведу А. К. Мищенко она сохранилась до наших дней.
"Какая радостная сегодня беседа предстоит, ибо мы будем говорить о Преподобном Серафиме... Батюшка Серафим; старец Серафим, Преподобный Серафим - какия это святые имена!
Как они дороги русскому христолюбивому сердцу!
Только лишь произнести: Преподобный Серафим - и светлый лик его становится перед нашими очами и радость неземная приходит в наши души.
Я не знаю, о чем я буду говорить, но только достаточно, что я произнесу: Преподобный Серафим, и в этом - великая радость, неизреченное утешение, ибо он так близок русскому народу, так близок душе каждого, что только скачать: братие, вспомним Преподобного Серафима, как сейчас же какой-то радостью неземной забьется сердце русского человека; так был близок Преподобный христианам, так любил Бога и Россию, что дорогим он нам стал и будет дорог до конца, до Второго Пришествия, а когда придет Господь и там, на Страшном Суде, Преподобный Серафим встретит русский народ; и тогда, на Страшном Суде, радость будет призывать на судящийся русский народ, молиться, чтобы всех спасти.
Жизнь Преподобного Серафима, она так хорошо всем известна; ну кто не знает, как жил Преподобный? Кто не знает его любви, веры, молитвенных подвигов, поста и прочих, которым несть числа?
Подражать только могу я, звать вас и себя, только умиляться, восторгаться той святой жизнью, этим ликом неземным, оживотворяться, утешаться, быть у ног Преподобного и учиться всю жизнь у него, утешаться и радоваться с ним.
Мне хочется обратить ваше внимание, и покрепче, на одну черту, которая ясно и ярко проходила в его жизни с начала до конца.
Это радость неземная, Преподобный всю жизнь радовался, всегда настолько радовался, что не мог скрыть этой радости, она отражалась в его светлом взоре, на его ланитах, которые горели всегда румянцем; она отражалась в славославительных, просительных молитвах; эта радость (сражалась и в общении с людьми, и он мог только их звать: «Ах, радость моя пришла!» Даже на природу эта радость простиралась, и медведя он встречал: «Ах, радость моя пришла». И все в природе обливал радостью. Он так и скончался с радостью, стоя в умилительной молитве перед любимой иконой Богоматери, и не просто Богоматери, а «Умиление», она называлась: «Умиление»; это была любимая икона, он с ней не расставался никогда. Трогательно было видеть, когда он с нею ходил по лесу Саровскому, вешал на сосны, чтобы никогда с нею не расставаться - с умилением Богоматери.
Преподобный Серафим. Отчего эта радость в нем была, всегда чувствовалась? Так хочется узнать, ведь мы его братья и сестры во Христе. Он радовался оттого, что, прежде всего и главное, он всегда был с Богом в общении; эта радость происходила от непрерывного общения с Богом, с Богоматерью, с Небесными Силами и со Святыми. Он, будучи на земле; никогда не был одинок, он был Ангел земной и человек Небесный; он никогда не был одинок, он молитвою и в Таинстве всегда был с Богом, неразлучно с Божеством.
У него за плечами была котомка, а в ней лежали малый хлебец и хлеб небесный - Святая Библия и икона Богоматери - «Умиление», он с ней не расставался, а в руках были топорик и мотыга, ибо он не хотел, чтобы ему служили. Он сам себе служил, возделывая землю, чтобы пропитать себя; а когда уставал от труда физического, он доставал икону Богоматери, хлеб Небесный - Святую Библию и молился, молился, и читал и читал... и Богомыслием он возносился горе и духом был превыше земли, а если на земле, то проникал небом землю и радовался, радовался...
Общение с Господом просвещало его душу радостью неземной, Дух Святой оживотворял его; и когда он приобщался Святых Тайн, а он приобщался каждую неделю, он сам о себе выражался: «Серафим убогий грядет в свою убогую келью». - Не говорил: идет, а «грядет». Он шел, опустив очи долу; народ стоял толпой, а он никого не видел; он шел с Богом, этот грешный Серафим, - румяный, радостный, просвещенный...
С ним Бог идет в эту убогую келью. Преподобный Серафим согревался не только духовно, но общение с Богом в радости, согревая душу теплотой, согревало и тело.
Известен из жизни Преподобного Серафима один случай, как однажды он в середине декабря со своим духовным сыном молился среди Саровского леса; на дворе был страшный мороз, и что же? Он стоял более часа с открытой головой в своем балахончике, снег шапкой покрывал его голову; он взирал на небо, лик его горел, его руки, его конечности даже не отмерзли, так он весь был согрет не только духовно, но и телесно; удивился духовный сын, что он не обмерз, будучи раздетым, а Преподобный говорил: «О Ваше Боголюбие, о радость моя, да разве можно замерзнуть, когда с нами Дух Святой?».
А вот другой пример. Незабвенный и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский. Господь привел мне знать его, особенно припоминается 1899 год; мне пришлось ехать вместе в поезде; окно было открыто наполовину; на лице о. Иоанна играл слабый румянец, лицо было настолько прекрасным, а чудные глаза его были так ласковы, так живы, и вся его фигура дышала такой радостью неземной, такой энергией, что я удивился; я сказал: «Батюшка, простудитесь», — и первое мое движение было закрыть окно. - «Оставь, сам оденься, вот ты не простудись, а я этим живу всю жизнь».
А когда я удивился его облику светлому, бодрому, он сказал: «Я открою тебе по священству тайну: я несколько десятков лет ежедневно приобщаюсь Святых Тайн, вот почему и тело мое свежо, и оно не простужается, а мне более семидесяти лет; я немощь свою стремлюсь соединить с силой Божьей, и радуется дух, и крепнет тело мое».
Вот, дорогие братья и сестры, общение с Господом есть источник радости духовной и крепости тела; вот разгадка того, почему старцы, освященные Духом Святым, преподобные мужья и жены, почему они, мало питаясь, много грудясь, доживали до глубокой старости и хранили не только бодрость духа, но и свежесть тела и энергию, - они постоянно в общении с Божеством в молитвах, в таинствах; в единении с Господом и телом, и духом во Святых Тайнах.
Но какой же путь? Ведь человеческое существо есть сосуд закрытый?
А вот в Апокалипсисе Господь говорит: «Се, гряду скоро». «Ей, гряди, Господи!»
Он приближается, Он просит, стучится, чтобы мы открыли дверь для Его входа. Ах, она часто бывает закрыта, надо непременно держать ее открытой, чтобы Господь мог войти и пребывать с нами.
Преподобный Серафим умел держать всегда ее открытой, всегда ожидая Господа. Господь сказал: «Кто Меня возлюбит, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам». Чем же держать дверь открытой? - Памятью вездеприсутствия Божия, хождения пред Богом - вот чем держалась открытой дверь души его.
Как Давид говорил: «Я всегда вижу Бога пред собой», Вездеприсутствие Божие значит: Он сейчас с вами - духом, с вашим сердцем бьется, в каждом из нас Он проникает до мозга костей.
Ходить в вездеприсутствии Божьем - это значит всегда себе напоминать о присутствии Господа, стража себе поставить, который не допустит ни разсеяния, ни небрежности войти в душу.
Вездеприсутствие Божие - страж Господень, уберегающий от нападения злых духов, душу нашу - от мыслей суетных, от похотей лукавых.
Память о вездеприсутствии Божьем укрепляет в нас мысль о том, что мы не одиноки.
Преподобный Серафим был один в лесу, со зверями, разбойники нападали на него, а он лишь только молился и никогда не унывал, не терялся; почему? Потому, что мысль о вездеприсутствии Божьем держала его душу в Богообщении. Он знал, что есть Отец Небесный, что Отец любит его, что Господь с ним, и никого не боялся. «Аще ополчится на мя полк, не убоюся, яко Ты со мною».
Вот как укрепляет память о вездеприсутствии Божьем, она, как сторож чудный, бережет душу во внимании, в страхе Божьем, в мире, спокойствии, в надежде на благодать Божию, держит душу в молитве и покаянии.
Вот что нужно, чтобы Господь вошел и вечерял с нами.
Представьте душу, которая всего боится, всех подозревает... - как не унывать - его сейчас убьют... его сейчас обманут...
Ах, эта душа закрыта для Бога. Господь близко, стережет, вот близко подходит, дверь закрыта; мы свободны открыть, вот-вот, сейчас войдет...
Ах, она закрыта... а если она закрыта, Он будет скорбеть, Он будет долготерпеливо ждать, но насильно не войдет.
Покаяние всецело — вот второе, что открывает дверь души нашего существа; вот чем открывается дверь для грядущего к нам Господа. «Покаяние на все полезно есть», - говорят Святые Отцы; покаяние переменяет наши убеждения; если говорят: раскаялся человек, это значит ясно, что все кумиры побросал, лжеучителей бросил и кумиры духовные бросил; раскаялся - это значит, к Богу обратился, к Источнику Истины. Источник закона - один Господь, «Богу себя подложивши», как говорят Святые Отцы; когда человек положит себя на одре, он спокойно чувствует себя; раскаяние как одр души; раскаялся - и тогда легко ему.
Покаяние переменяет убеждение, чувства, сердце человеческое, которое имеет способность желать и любить; раскаяние - значит никого и ничего не желает и не говорит ни о чем, кроме только одного Божественного; раскаялся - значит не хочет жить иначе, как только добродетельно; раскаялся - значит всех кумиров побросал в смысле чувства.
Раскаялся - значит возлюбил Единого Бога; чтобы Ему Единому служить, возжелать Его волю исполнять.
Покаяние свидетельствует о перемене в отношении ко греху, потому что грех имеет нечто сладкое, приятное, нечто естественное, законное, а раскаялся - значит возненавидел грех, устыдился, заплакал - значит полюбил добро.
Покаяние означает перемену деятельности человеческой; раскаялся - значит стал бороться; прежде без борьбы, спокойно отдавался греху, а теперь борется; раскаялся - значит теперь легко победит зло, зависть, деятельная борьба со грехом загорелась внутри человека.
Прежде: упал и не хочет даже подняться, и лежал в грязи духовной, и услаждался, как животное, грязью; а раскаялся - значит упал и немедленно встал, отряхнул грязь души и тела и теперь любит добро и ненавидит грех, злобу, разврат; любит святыню, истину.
Покаяние есть ключ, который отверзает дверь нашего существа к принятию Бога.
Наконец, последнее: пост и воздержание для духа и для тела.
Пост для духа. Подумайте, что за жизнь, когда человек пребывает непрестанно только в суете, читает только светское, беседы ведет только светские, разсказывает только об одном земном, греховном; постоянно, ежедневно, изо дня в день удовольствия земные - ни умиления духовного, ни молитвы, ни сосредоточенного пребывания, ни литературы духовной...
Однообразная суетная жизнь, неправильная тяжела человеку - образу Божию; всесторонней должна быть жизнь, светское если избирать, то только полезное, но не вредное; когда наступит пост, оставьте все земное; дайте душе отдохнуть, подумать, сосредоточиться на небесном.
Тогда, если духом будем поститься, тогда душа будет открыта для восприятия Господа и в слове, и в молитве, и в воздержании.
А телесный пост... - ну как можно спокойно смотреть на мир животных: мы, которых Господь поставил царями и священниками на земле, мы круглый год терзаем их, которые смотрят на нас как на царя и священника, мы их бьем, едим... Нет, если тысячелетняя наследственность переработала нас, то довольно мясоедов, а в посты откройте дверь, чтобы Господь пришел к нам и порадовался, что хоть в пост становимся в правильное отношение к животному миру, спокойно можем смотреть, что мы не бьем, не терзаем... А для жизни тела воздержание, пост только полезен, утончает тело, делает сильным; дух снова делается свободным.
Преподобный Серафим тысячу дней и ночей стоял на камне, душой и телом пребывал в воздержании, а душа его возносилась к Господу, взывая: «Иисусе, помилуй!», годами ел только одну траву, душа его была открыта для Бога, и Господь был с ним; и он был в радости всегда.
Вот, дорогие, главная причина, а вторая причина - радость происходила от обращения с людьми, он всех приходящих к нему называл «радость моя», а если выговор делал, то для спасения души, от любящего сердца. Да как же иначе, человек есть образ и подобие Божие, как не радоваться, когда люди приходят; если грешник идет, то к радости, что к тебе пришел образ Божий, прибавится жалость о духовном падении его.
Преподобный Серафим, видя, что к нему идет человек, вдруг бросал мотыгу, топорик и кричал: «Радость моя грядет ко мне!»... и падал в ноги. Смущенный посетитель спешит поднять старца, извиняется, а Преподобный говорил: «Что ты, радость моя, ведь я образу Божию кланялся, который в тебе».
Вот как Преподобный Серафим относился к людям и как почитал образ Божий, не мог иначе относиться - он радовался людям, как образу Божию.
Преподобный Серафим всегда чувствовал, всегда пел: «Христос Воскресе!», хотя бы это было летом или зимой. Это означает, что Преподобный радовался радостью нестареющей, он помнил о Воскресении Христовом; это значит, что он веровал, что Дух его с Богом, и он радовался радостью жизни нестареющей, и когда ему говорили «умерли родные», он пел «Христос Воскресе» и радовался и благословлял их... Почему? «Да, умерли родные, разрешились от бремени тела, от уз плоти и теперь у Господа, и ждут общего царствия».
На моей родине был Гарася юродивый, он узнавал, где смерть предназначалась от Бога; смотришь, он бежит и начинает целовать углы ворот дома, где должен быть покойник, и это был знак, что там будет покойник; и, действительно, умирали.
Когда вырывали могилу, он последнюю ночь проводил в могиле, и когда отец духовный спрашивал его, почему он так веселится, он на исповеди без юродства отвечал: «Я всегда вижу ангелов, которые приходят к этому дому и приносят лестницу высотой от земли к небу; я не могу не радоваться, что сейчас вот тело, что сейчас принесут, опустят в землю, а душа полетит по этой лестнице к Господу; а я буду хоть ночью отдыхать в этой могиле, хоть подумаю ночью о смерти, о Воскресении».
Вот как радовались святые люди о Воскресении - святой радостью жизни нестареющей; потому и Преподобный Серафим пел: «Христос Воскресе».
Итак, дорогие братья и сестры, вот почему я сказал «какая радостная беседа будет сегодня»; я хотел привлечь ваше внимание к тому светлому лику человека, Ангела земного и человека небесного, Серафима во плоти, который радовался радостью жизни нестареющей; мне хочется, чтобы вы и я возобладали этой радостью, а это возможно, если всегда будем в общении с Господом и с людьми, если для восприятия Господа будем держать дверь открытой; если будем иметь любовь к ближним и будем иметь память Воскресения, тогда ни смерть, ни война, ни несчастия стихийные и общественные не разлучат нас от этой радости небесной.
Этой радости желаю молитвенно и кончаю словами: «Радуйся, радость наша, преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас и испроси нам твою неземную, небесную радость».
Аминь.
⚜ Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.