~ Разумный человек, который обращает свою веру к Параматме, или Верховной Божественной Личности, начинает продвигаться к вечной жизни в блаженстве и знании ~ В этом теле есть еще и другой наслаждающийся, трансцендентный - Господь, Верховный владыка, который наблюдает и дозволяет, и именуется Параматмой. КОММЕНТАРИЙ: Здесь утверждается, что Параматма, всегда сопутствующая индивидуальной душе, представляет Верховного Господа. Она - не обычное живое существо. Монисты, считая, что существует только один знающий тело, полагают, что Параматма не отличается от индивидуальной души. Чтобы прояснить этот вопрос, Господь говорит, что Он пребывает в виде Параматмы в каждом теле. Он отличен от индивидуальной души. Он - пара, трансцендентен. Индивидуальная душа наслаждается деятельностью в определенной области, но Параматма присутствует в теле не как ограниченный наслаждающийся, и не как участвующий в телесной деятельности, но как свидетель и наблюдатель, как Тот, кто дозволяет и кому известно высшее наслаждение. Ее называют Параматма, а не атма, и Она трансцендентна. Совершенно ясно, что атма и Параматма - не одно и то же. У Параматмы, в отличие от индивидуальной души, имеются руки и ноги, простирающиеся повсюду. Будучи Верховным Господом, Параматма присутствует в живом существе и санкционирует желания индивидуальной души, касающиеся материальных наслаждений. Без позволения Параматмы индивидуальная душа не может делать ничего. Отдельный индивидуум называется бхукта, или тот, кого поддерживают, а Параматма называется бхокта, или Тот, кто поддерживает. Итак, существует бесчисленное множество живых существ, и Она пребывает во всех них, как друг. В действительности индивидуальные живые существа являются вечными неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, и между ними и Господом существуют близкие дружеские отношения. Однако живые существа имеют склонность отвергать распоряжения Всевышнего Господа и желают действовать независимо, пытаясь подчинить себе природу. Вследствие этой их склонности они считаются пограничной энергией Всевышнего Господа. Живое существо может пребывать либо в материальной энергии, либо в духовной. Пока оно обусловлено материальной энергией, Всевышний Господь в качестве друга, то есть Параматмы, остается в нем с тем, чтобы вернуть его в границы духовной энергии. Господь всегда страстно желает вернуть его в духовный мир, но живое существо, обладая своей крошечной независимостью, отказывается от контакта с духовным светом. Такое злоупотребление независимостью является причиной его материальной борьбы в обусловленной природе. Господь, таким образом, всегда дает указания живому существу как изнутри, так и извне. Извне он дает наставления так, как это описано в «Бхагавад-Гите», а изнутри Он старается убедить живое существо в том, что его деятельность в материальном мире не приводит к истинному счастью. «Отрекись от этого и обрати свою веру ко Мне. Тогда ты будешь счастлив», - говорит Господь. Таким образом разумный человек, который обращает свою веру к Параматме, или Верховной Божественной Личности, начинает продвигаться к вечной жизни в блаженстве и знании. ~ Бхагавад-Гита как она есть, глава 13 (Природа, наслаждающийся и сознание), текст 23, перевод и комментарий Шрилы Прабхупады ~
![](https://sun9-16.userapi.com/impg/2z3F6e6GCRRim419qtVt2qNaeMVGTQK1sDV1tQ/5yMmszpjuFA.jpg?size=130x93&quality=96&sign=97c980af321d361e7a18f521820c81a8&c_uniq_tag=9QvwdmY5pBmdIpSjsyIxu1VP09UOZdLIF66hx6-ObG8&type=album)