Группа Музей мировой погребальной культуры/Музей смерти размещена в разделе Музей, галерея, выставка. Официальный домен/сайт funeralmuseum.
Блокировка
Нет ограничений
Видимость
открытое
Верификация
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Популярность
У сообщества нет огня Прометея
ID
24059963
Домен
funeralmuseum
Название
Музей мировой погребальной культуры/Музей смерти
Статус
Don't worry, memento mori
Описание
Один из крупнейших Музеев Смерти в мире. Первый и единственный в России. Находимся в Новосибирске.
💀 💀 💀
Музей открыт для посещения (11-19 часов, все дни, кроме понедельника)
Экскурсии проводятся 2 раза в день: в 12:00 и 16:00. Возрастной ценз на экскурсию 14+, экскурсия по трем залам занимает около 2.5 часов.
Обратите внимание, что экскурсии проводятся только от 5 человек! Поэтому заранее записывайтесь через вотсап +7913 384 3503
Адрес: Военторговская, 4/16 (здание рядом с Новосибирским крематорием).
8 (383) 363 03 29.
Проезд от остановки «Березовая роща» автобусом № 203 и маршруткой № 399 до остановки «Новосибирский крематорий»
💀Ars longa, vita brevis 💀
«Искусство — продолжительно, жизнь — коротка» (Гиппократ)
Студенты, аспиранты, магистранты, школьники и иже с ними – информация для вас!
🔥 Что? Вход в Музей смерти!
🔥Когда? Каждую среду!!!
🔥Сколько? 500 рублей!
Простыми словами:
🏛Каждую СРЕДУ для всех учащихся - вход в музей 500 рублей!
(период летних каникул )
Планируйте поход в Музей Смерти летом!
КАК ИСКУССТВО ОБРЕТАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ
Дэйв Поллот - художник из Нью-Йорка, известный своими переделанными картинами в стиле "бережливого искусства". Он находит брошенные картины и дорисовывает в них свои элементы - чаще всего пародии на поп-культуру - и тем самым устраняет разрыв между классикой и поп-артом. Его работы находятся в частных коллекциях в более чем 40 странах по всему миру.
💬«Мой творческий процесс начинается в комиссионных магазинах, где я нахожу брошенные и забытые произведения искусства. Я использую масляные краски, чтобы изменить или добавить какие-то детали, превращая картины в новые работы с новым смыслом.
Идея пришла ко мне после двух случаев. Первый произошел во время конференц-звонка в начале моей карьеры инженера-программиста. Мой более старший собеседник сослался на фильм, который был популярен незадолго до моего рождения. Он сказал, что мог бы пошутить, но я не пойму отсылку к этой конкретной части поп-культуры - это было до меня.
Второй случай произошел в 2010 году, когда я встретил свою будущую жену. Она заходила в каждый секонд-хенд по пути, а я был вынужден проводить с ней столько времени, сколько мог. Пока она искала сокровища на полках, я просматривал запыленные стопки старых картин. Мы пожалели о том, что эти картины - часть чьей-то бывшей жизни, а теперь они просто выброшены, и задались вопросом, есть ли способ вернуть картины к жизни в сегодняшнем мире. Неделю спустя я закончил свою первую переделанную картину.
Какие вопросы несут в себе мои картины?
❓Может ли какое-либо поколение претендовать на единоличное владение какой-либо конкретной культурной иконой или частью поп-культуры? В эпоху легкого доступа к бесконечному контенту поп-культура стала самостоятельным языком. Если вы почитаете комментарии к чему угодно в интернете, то часть из них будут ядовитой пустошью, но часть будет нести в себе пасхалки и отсылки. Интересно наблюдать, как язык поп-культуры преодолевает почти все культурные, географические и межпоколенческие различия.
❓По каким критериям мы, как сообщество потребителей и критиков, решаем, какие произведения искусства останутся актуальными, а какие в конечном итоге попадут на пыльные полки комиссионных магазинов? Это интересная задача - трансформировать смысл существующей работы с помощью дополнений, которые выглядят так, как будто они всегда были там. Также интересно, как это изменение может радикально изменить восприятие и потенциальное желание владеть каким-то конкретным произведением искусства, которое когда-то считалось китчем или безвкусным.
Моя работа - это слияние периодов и духов времени, стилей и намерений. Интегрируя отдельные элементы поп-культуры одного поколения в брошенные произведения искусства другого, границы культурных ценностей стираются, а забытое искусство заново изобретается и переносится в поле зрения общества, в котором такие вещи, как «современная ностальгия» и «классический поп-арт» имеют смысл; тот, в котором зрителям позволено укрыться в своих фантазиях, хотя бы на те несколько минут, которые они проводят, глядя на какой-то кусочек поп-культуры, озорно нарисованный на картине, что могла бы висеть в доме их бабушки и дедушки». 💬
ПОЛНЫЙ ГИД ПО РУСАЛКАМ И ДРУГИМ ОБИТАТЕЛЬНИЦАМ ВОДОЁМОВ
Наши предки верили, что океаны, моря, озера и реки заселяют самые разные волшебные обитательницы: русалки и нимфы, наяды и нереиды… Они жили бок о бок с людьми: помогали, хулиганили, вредили, и в любом случае считались не менее реальными, чем обычные женщины.
💧💧💧
«Водные женщины» не обязательно были лишь рядовыми «монстрами». Одно из старейших божеств, известных человечеству — вавилоно-ассирийская змея Тиамат, воплощение солёной воды («техом» означает «море», а окончание «-ат» указывает на принадлежность к женскому полу) — стало материалом для построения нашего мира. О вселенском значении парной категории «женщина-вода» говорит и китайский символ «инь», означающий воду и женское начало. Даже великие богини любви — Иштар и Афродита — были связаны с водой.
В древности вода служила эротической метафорой. Книга Притчей Соломона (5:15) увещевает быть верным лишь одной женщине следующим образом: «Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодца. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям…».
В то же время женщины, олицетворяющие водную бездну, — носители опасности и смерти (египетская змея Апеп, скандинавская Ермуганд, европейские русалки). Славянский фольклор аналогичным образом соединяет мотивы жизни и смерти — вспомним живую и мёртвую воду. Библейские псалмы и Книга Иова говорят о борьбе Яхве с демоническими жителями воды. Таким образом, «женская вода» — понятие двойственное. Являясь началом всех вещей, она знаменует и их финал, доводя свою эсхатологическую функцию до предела в мифе о всемирном потопе.
💧💧💧
По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.
Океан и Фетида были двумя старейшими морскими титанами — братом и сестрой, а также мужем и женой. Они породили бесчисленное количество девушек (океаниды, нимфы), впоследствии «назначенных» божествами водоёмов.
По другой версии, отцами нимф были морские старцы — Нерей, Протей и Форкий. Впрочем, их красавицы-дочери по совместительству были и чудовищами. Например, Гесиод говорит, что у старца Форкия была поразительно красивая дочь Кето. Однако мало кто знает, что эта милашка — просто другой вариант ужасного Кита (Cetus), которому предполагалось принести в жертву Андромеду.
🧜♀ Нимфы — обширный класс волшебных духов женского пола, встречающихся не только в водоёмах, но и в горах (ореады), деревьях (дриады) и даже скальных гротах. Нимфы всегда находятся в услужении у определённого божества — Артемиды, Аполлона, Диониса — и «привязаны» к какой-либо местности.
Один из популярнейших мотивов греческой культуры — преследование нимфы развратным сатиром (козлоногим человеком).
Одним из значений греческого слова «нимфа» является «невеста» — девушка замужнего возраста. Исходя из этого, Владимир Набоков придумал термин «нимфетка» (роман «Лолита»), означающий девочку-подростка в возрасте от 10 до 14 лет.
🧜♀ Наяды (от греческого «течь», «текущая вода») — разновидность нимф, живущих в фонтанах, колодцах, подземных ключах, ручьях. Наяды считались повсеместными духами пресной воды — в отличие от океанид (духов солёной воды) и нереид, обитающих исключительно в Средиземном море.
Все магические способности наяд вытекали (в прямом и переносном смысле) из их единства с водой. Наяды, как и другие нимфы, неразрывно связаны с источником своей «силы». Если водоём пересыхал, живущая в нём наяда умирала. Местные жители поклонялись наядам, и даже кидали в воду детские локоны, посвящая водяным духам своих отпрысков. В некоторых регионах (например, в Лерне) потокам ручьёв с наядами приписывались целительные свойства. В качестве жертвоприношений там топили животных, а на берегах этих источников часто располагались оракулы.
Будучи мирными существами, наяды, тем не менее, могли постоять за себя. Именно они похитили Гиласа (любовника Геракла) с корабля Арго, а наяда Номия, влюблённая в пастуха Дафния, однажды устала терпеть его неверность и превратила парня в камень (по другой версии — ослепила).
🧜♀Нереиды (дочери старца Нерея) — ещё одна разновидность водных нимф. Их было ровно 50. Считалось, что они — самые красивые из всех своих сестёр. Характерная черта нереид — синие волосы. Они живут в Средиземном море, отличаются добротой и всегда приходят на помощь терпящим бедствие морякам.
Некоторые из нереид смогли достигнуть заметного положения в мифологической иерархии. Например, Фетида вышла замуж за Пелея и родила Ахилла — героя троянской войны. Именно она сделала сына бессмертным, окунув его в воды реки Стикс (при этом мать держала ребёнка за пятку — единственное место, на которое не попала волшебная вода и которое осталось уязвимым — так называемая «Ахиллесова пята»). Другая нереида, Амфитрита, вышла замуж за одного из самых сильных богов — Посейдона.
🧜♀Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Они жили на трёх скалистых островах около Сциллы и были уже не духами, а вполне материальными существами — гибридом женщины и птицы. Сирены известны своими чудесными голосами. Заслышав их сладкое пение, проплывающие мимо матросы полностью теряли волю, устремлялись на дивные звуки и разбивали свои корабли об скалы к вящей радости коварных злодеек.
В разных версиях мифов называлось неодинаковое число сирен — обычно от 2 до 5. Мы привыкли считать этих существ красивыми, но если верить древним источникам, сирены представляли из себя (в разных трактовках) женщин или с воробьиным «верхом», или с птичьими ногами.
С рыбьим хвостом они изображались редко, но к ним всё равно применялся эпитет «водные девы», так как они были рождены речным божеством Ахелосом (птица была добавлена к их облику из-за того, что сиренам приписывались исключительные вокальные данные). Считается, что если сиренам хоть раз не удалось одурманить странников своими песнями, эти милые птички от огорчения бросались со скалы и топились в море.
💧💧💧
🧜♀Русалка — архетип роковой женщины в наши дни, и популярнейшее в европейской фэнтези морское существо, история возникновения которого прослеживается до древних ассирийских легенд о богине Атаргатис (матери Семирамиды). Та случайно убила своего возлюбленного и поселилась под водой в облике женщины-рыбы (интересно, что ранние изображения показывали её рыбой с человеческой головой и ногами).
Речные девы (современная культура знает и мужчин-русалок, однако раньше такое было нетипично) сперва имели обычные ноги, а не рыбий хвост — эта деталь появилась у них гораздо позднее. Можно предположить, что русалок скрестили с рыбами не ради какого-то глубокого символизма, а по ошибке. Морякам древности и средневековья не раз приходилось встречать в море настоящих морских сирен — дюгоней и ламантинов. Обладая определённой фантазией, их вполне можно было принять за женщин с рыбьими хвостами.
И вы знали, что на гербе Варшавы изображена русалка с щитом и мечом в руках? Существует легенда, что в стародавние времена приплыли к берегам Балтийского моря две сестры-русалки. Там одна из них отправилась на запад в Датский пролив, а другая тем временем поплыла вверх по р.Висла. Однажды один богатый купец услышал её удивительное пение, поразился её красотой и решил заполучить её во что бы то ни стало, чтобы показывать за деньги на ярмарках. Его коварный план удался, он её схватил и посадил под замок. Однако, сыну местного рыбака стало её жаль и он её освободил. Она была ему так благодарна, что пообещала охранять жителей города
🧜♀ Славянских русалок (мавок, водяниц), как правило, отождествляли с мертвецами (девушки-утопленницы) — злой и враждебной людям нечистью. В Польше их почитали, как водяных духов, и звали «богинки».
🧜♀ О подобных существах писал и средневековый алхимик Парацельс (1493—1541) — он называл их стихийными духами воды, ундинами (от латинского «unda» — волна) и приписывал им чарующие голоса, которые якобы иногда можно услышать в шуме воды. Согласно поздним романтическим легендам, русалка — существо без души, стремящееся выйти замуж за смертного мужчину и стать человеком. Если уйти жить под воду к ундине, то года будут пролетать, как минуты. Человек, истощённый ласками этих рыбо-женщин, уже никогда не вернётся назад.
📜 Проклятье Ондины
Существует старинная германская легенда, согласно которой русалка по имени Ондина влюбилась в рыцаря Лоуренса — а тот в неё. Зная о том, что, родив ребёнка, она потеряет бессмертие, девушка всё равно согласилась выйти замуж за любимого. На венчальном алтаре рыцарь поклялся ей в верности: «Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе». Год спустя Ондина родила ему сына. Шли годы. Она старела, и муж стал терять к ней интерес. В один прекрасный день женщина застала его в объятиях другой, более молодой дамы. Убитая горем, экс-русалка прокляла Лоуренса: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай — пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь».
В наши дни «Проклятье Ондины» — неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя. Большинство из них умирает в младенчестве, и лишь единицы выживают благодаря дыхательным аппаратам.📜
🧜♀ С русалками часто путают мелюзин. На самом деле, последние представляют из себя совершенно других существ — женщин с рыбьим или змеиным хвостом вместо ног (часто двойным) и парой перепончатых крыльев. Мифы о мелюзинах (хотя правильнее говорить «Мелюзина», ведь это женское имя) многочисленны и восходят к раннему европейскому средневековью, чаще всего основываясь на нарушении каких-либо «водных» табу.
Например, существует история о том, как Элинас, король Альбы (старинный эвфемизм Шотландии) встретил в лесу фею Прессину и женился на ней. Та поставила ему одно условие: муж никогда не должен видеть, как она купается и рожает ему детей. Некоторое время они жили счастливо. Прессина родила королю трёх дочерей — Мелюзину, Мелинор и Палатину. Однако он, как водится, не выдержал и подглядел за супругой.
Та немедленно забрала детей и уехала в Авалон. Девочки выросли, узнали о проступке отца и отомстили ему, заточив в темницу. Мать, всё ещё любившая Элинаса, сильно разгневалась и назначила для каждой дочери наказание. Мелюзина, как самая старшая, получила суровое проклятье: каждую субботу нижняя половина её тела становилась змеиной. Впоследствии история повторилась — муж Мелюзины застал её в «интересном виде», они поссорились и разошлись.
🧜♀ Шотландские русалки — мерроу — на удивление дружелюбны и часто живут среди людей. У них есть волшебная шапка, позволяющая дышать под водой. Если они её потеряют, то больше никогда не смогут вернуться домой.
🧜♀ В германо-скандинавском фольклоре русалки называются никсы (nixen, nihhus, nyko). Строго говоря, никсы — это целая раса волшебных существ. Мужчины и женщины живут под водой, играют на скрипках и без зазрения совести топят всех любопытных странников, пришедших послушать их дивную музыку. В Скандинавии водяные лилии называют «розами никсов».
Мужчины никсов могут принимать множество животных форм (излюбленная — лошадь, т.к. слово «никс» произошло от староскандинавского корня nykr — «речная лошадь»). Женщины очень красивы и имеют лишь два облика — дамы с рыбьим хвостом и обычного человека (отличить никсу можно только по мокрым краям её одежды).
Если принести жертву — утопить чёрное животное, бросить в воду табака, капнуть туда три капли крови (или, по другому поверью, водки) — никса может научить вас волшебной игре на скрипке — такой, что от неё «танцуют деревья и останавливаются водопады». Никсы, подобно шотландским баньши, дают людям знамения смерти — выплывают на то место водоёма, где кто-то скоро утонет, и тоскливо кричат.
🧜♀ Накки — финская разновидность никсов, страшные существа, придуманные родителями для того, чтобы дети не баловались около воды. Накки утаскивает шалунов под воду, если те трогают своё отражение в воде либо играют под мостами, причалами и в других опасных местах. Накки якобы очень красивы спереди и отвратительны сзади. Другие истории утверждают, что у Накки три груди и они умеют превращаться в рыбу.
🧜♀Вилы — славянская версия нимф, близкие родственницы русалок — славятся неземной красотой. В отличие от русалок, вилы умеют превращаться из девушек в различных животных (лебедей, волков, лошадей).
Встречаются и совсем экзотичные варианты. У инуитов (эскимосов) есть богиня Седна — типичная русалка, которая, по одной из версий мифов, была людоедкой и сожительствовала с собакой. Другой пример — нордическая Ран, жена великана Эгира, злая и жестокая фурия, собирающая в свой невод мертвецов.
Индейцы чако (Парагвай) рассказывают, что раньше на земле жили только мужчины. Однажды они ловили рыбу и поймали в сети «водных женщин». Один человек сошёлся с такой, но пиранья в её лоне откусила ему самое дорогое. Увидев это, индейцы поступили очень грамотно — пригласили женщин на танцы. Они танцевали всю ночь — от этого пираньи выпали на землю, и «водные женщины» стали пригодны для брака.
💧💧💧
Это интересно
👀Атрибутом всех «водных женщин» являются распущенные волосы.
👀В Нюрнбергской Библии (1483 год) изображён Ноев ковчег, а рядом в воде плавает русалка.
👀Возможно, появлению легенд о русалках с рыбьим хвостом способствовала сиреномелия, «синдром русалки» — редкое нарушение развития человеческого плода (один случай из ста тысяч), в результате которого ноги срастаются вместе, что чаще всего приводит к смерти новорождённого. Внутренние органы таких детей развиты аномально, конечные отделы мочевого, полового и пищеварительных трактов выходят наружу в подобие клоаки. Известно всего два случая, когда люди, больные сиреномелией, смогли выжить — это Тиффани Йоркс (1988–2016) из США и Мелагрос Керрон (2004–2019) из Перу.
👀Раньше русалок часто подделывали, порождая нездоровые сенсации. В XIX веке особо популярно было чучело «Фиджийской русалки», которое показывали в цирке. Оно было сделано из папье-маше и чешуи экзотических рыб, а верхняя часть тела взята от молодого орангутанга.
👀В европейской культурной традиции считается, что русалки способны исполнять желания.
Так или иначе, все подобные легенды объединяют символический образ воды и женщины в одном существе — противоречивом, таинственном, иногда опасном и неизменно притягательном. Женщинам есть чем гордиться, ведь если собирательный облик магического создания мужского пола зачастую включал в себя рога, копыта и острые клыки, то «прекрасной половине» фантастического бестиария достались элементы рыбы и змеи — самых древних и мистических обитателей планеты.
ЗАГАДКА КАМЕННЫХ КУВШИНОВ🏺
На территории Лаоса находится более 60 площадок с гигантскими каменными "горшками" или "кувшинами" искусственного происхождения, большинство из которых приходятся на провинцию Сиангкхуанг. В 2019 году Долине Кувшинов был присвоен статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Размер горшков составляет от половины до трёх метров, их вес достигает 6 тонн. По мнению археологов, кувшины использовались 1500—2000 лет назад древним народом, проживавшим в Юго-Восточной Азии, культура которого остаётся совершенно неизвестной. Материал датируется периодом от 500 до н. э. до 800 н. э. (предположительно археологическая культура Са-Хюинь).
Лаосские легенды говорят, что в этой долине жили великаны. Другие легенды говорят, что король Кхунг Чынг, одержав победу над врагами, приказал изготовить кувшины для приготовления большого количества рисового вина лао лао.
🏺Первые археологические исследования провела Мадлен Колани из Франции в 1930-е годы. Она нашла в окрестности долины также пещеру с захоронениями и пеплом и печи со следами копоти. Колани высказала предположение о том, что кувшины использовались для похоронных ритуалов.
Во время гражданской войны американцы массированными бомбардировками разрушили пещеру, в долине осталось огромное количество неразорвавшихся снарядов. Столица провинции Сиангкхуанг была также полностью разбомблена, и лаосцы основали новую столицу в городе Пхонсаван. После войны исследования в долине стали ограниченными по причине риска нарваться на снаряды, которые до сих пор полностью не обезврежены.
ЧТО 20-ЛЕТНИЕ РОССИЯНЕ ПИШУТ В СВОИХ ЗАВЕЩАНИЯХ
Отдать всю одежду на переработку, заблокировать соцсети, передать сыну цифровой архив — «Афиша Daily» поговорила с молодыми людьми, которые до 30 лет составили завещания на случай собственной смерти.
👩🦰 Лотта Заславская, 31 год:
💬Мысль о завещании появилась, когда мне было 25 лет: родился сын, и духовные поиски занесли меня в старообрядческую церковь. Меня стало беспокоить, что в старообрядчестве при погребении не практикуют кремацию — для меня это было важным. Чтобы не возникло разногласий между моим мужем-старообрядцем и родителями, я составила завещание, где описала процесс и место захоронения. Тогда же я поняла, что хочу сохранить «часть себя» для сына.
В современном мире мы можем рассчитывать на некоторое цифровое бессмертие. Сейчас уже можно оставить не только физический фотоальбом или письмо, поэтому я решила создать для сына цифровое хранилище. Уже десять лет я собираю все фотографии, день за днем — как удачные, так и не очень — чтобы по ним можно было восстановить хронологию жизни. Сейчас это несколько тысяч снимков, они нигде не публикуются и служат своеобразным дневником. Там есть и тексты — например о детстве, но упор скорее на фото. Я хочу оставить сыну книги, которые на меня повлияли: много философии, Бротигана, Пауля Целана.
Я живу с постоянным ощущением, что каждый день может быть последним. Вокруг — хаос, и «потом» может не наступить, как для меня, так и для любого близкого. Жизнь насыщена прекрасным. Меня окружает много красоты, которую я хочу показать сыну. Пока он еще маленький, но когда вырастет, фотографии и текст станут лучшим способом рассказать ему, что происходит сейчас. Возможно, когда он повзрослеет, это будет не так важно для меня.
Я за то, чтобы никакие аккаунты в социальных сетях не удалялись и переходили на цифровые кладбища. Это лучший кладезь информации для потомков. Спустя годы будут публиковаться не письма великих людей, а их чаты в фейсбуке. Все свои логины и пароли от социальных сетей я оставила в завещании.
Сейчас я работаю арт-директором в рекламном агентстве. Год назад я развелась, и моя жизнь кардинально изменилась, так что я периодически дополняю файл с завещанием и заново его распечатываю. Записку можно будет легко найти среди документов, поэтому я не держу родственников в известности. На моем завещании есть подпись и стоит дата, но оно не заверено у нотариуса.
В больших городах тема смерти постоянно вытесняется, люди живут иллюзией вечной жизни, и ничто не напоминает о конце. Только молодое поколение пытается изменить это отношение, поэтому стали популярны Death Cafe (в таких кафе посетители могут свободно обсуждать друг с другом смерть, похороны и т. д.). В деревне люди ближе к земле, у них более размеренный уклад жизни, они могут подумать о том, что рано или поздно ты станешь частью всего.
Что в завещании?
📜Я прошу кремировать мое тело и развеять у любой реки либо на кладбище в Беларуси, где похоронены мои родственники и где я провела детство.
📜Также в завещании написано, где хранится мое цифровое хранилище для сына, указаны логины и пароли от моих социальных сетей.
📜Письмо для сына. Вообще, «в сети» для него много всяких крупиц, рисунков, стихов — это как раньше мы рылись в чемоданах с антресолей у бабушки.
***
🧔Тимур Селиванов, 26 лет:
💬Первое завещание я написал, когда поехал трудником в монастырь летом 2014-го, мне был 21 год. Подумал: «А вдруг я не вернусь, вдруг останусь там?» Оставил короткую запись в дневнике: назначил старшую сестру архивариусом моих исписанных тетрадок, а все скопленные на тот момент книги посулил храму Петра и Павла при питерском Университете Герцена — там как раз складывалась библиотека. Позднее я дорабатывал завещание, общался с близкими на эту тему и дописывал детали в дневнике.
Я составляю завещание, так как хочу внести упорядоченность в свои посмертные дела. Не считаю это решение чрезвычайным и необычным — я знаю, что умру, и пользуюсь инструментом для осмысления этой данности. Точно так же я прочту мануал, приступая к использованию новой техники или буду учить язык, если перееду в другую страну.
Завещание для меня — это смесь двух практик: новогоднего подведения итогов и плановой уборки в столе и в шкафах. Зрение сужается до материальных свидетельств о жизни, которые я мысленно перебираю. Приятно думать, что вещи не останутся без дела, пригодятся. Выглядят мои завещания обычно как короткий перечень имущества с комментариями, кому что остается.
Память о смерти для меня — естественная штука. Она пришла из студенческих времен, из круга тогдашнего чтения: экзистенциальной философии и текстов православной традиции. В моем окружении и в моем инфополе это не табуированная тема, какой‑то ее потаенности я не чувствую — уже сто лет в обед как издается «Археология русской смерти», проводит перформансы «Партия мертвых», то же отечественное эмо 2000-х потопталось на теме суицидальности. Способов осмысления смерти и смертности сейчас в культуре достаточно, было бы желание ими пользоваться.
Что в завещании?
📜Прошу С.Ю.В. (сестру) хранить и обрабатывать мой рукописный и цифровой архив (пять тетрадей с дневниками, блокноты и блокнотные листы, папки с текстовыми файлами на ПК и «Google Диске»).
📜Прошу А.Е.В. (жену) отдать всю имеющуюся одежду на переработку, заблокировать все аккаунты в соцсетях, передать библиотеку на реализацию в букинистические магазины, воспользоваться деньгами на счету по надобности.
📜Прошу С.А.Р. и С.В.И. (родителей) с телом обойтись любым предпочтительным вам способом по согласованию с С.Ю.В. и А.Е.В.
***
👱♀ Оля, 28 лет:
💬У меня миодистрофия Дюшенна, и я умру. Многие популярные издания пишут, что болеют только мальчики, но это не так, иногда она бывает и у девочек. Диагноз поставили в 2000 году — обследовали моего младшего брата, болезнь нашли у нас обоих. Я смогла закончить колледж, поступила в институт на политологию, но в 2009 году сломала ногу — выяснилось, что у меня еще и синдром Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева. Один из его симптомов — фиброзная дисплазия костей. Мне сделали операцию: трансплантировали кость, гипс был на всю ногу. После обездвиженности в течение полугода мышцы не восстановились, с тех пор я оказалась прикована к постели.
Если раньше были какие‑то планы и перспективы, то сейчас — никаких, все время состояние становится хуже. Брат умер несколько лет назад. Завещание я составила в 2016 году, в 25 лет, хотя разговоры о нем шли раньше. Я хотела все завещать своей лучшей подруге Любе. Но мы с мамой все взвесили, обсудили и приняли решение, что мое завещание будет на нее, мамино — на Любу. Мама не против, она все понимает. С Любой мы дружим с 2007 года. Она все это время поддерживала меня и заботилась обо мне. Она мой самый близкий человек. Когда мамы не станет, все отойдет ей. Люба родом из Элисты, своей недвижимости в Москве у нее нет, а так я буду знать, что у нее есть фундамент. Завещание — способ показать подруге свою любовь.
Как контрол-фрик, я нервничаю из‑за неизвестности, но в моем случае смерть — это хорошо. Это конец боли и унижений. Думаю, наша личность — это наш мозг. Со смертью мозга мы перестаем существовать. Религия, наверное, помогает унять страх, но жизнь в иллюзиях не мой выбор. Обсуждать смерть нужно. Это такая же часть нашего пути. Я бы отводила старшеклассников в хосписы, не всем классом, — это же не цирк и не музей — а небольшими группами. Просто поговорить, понять, что там живут не ведьмы и не единороги, которых нужно бояться и сторониться, а точно такие же люди как они, которые любили, дружили, совершали ошибки, а теперь они в конце жизненного пути. Идею собственной смертности принять станет намного проще, так же как и справляться с потерей близких. Смерть в терапевтических дозах необходима обществу, ее отрицание не доведет до добра.
Мое завещание нужно для того, чтобы отгородиться в передаче наследства от отца, а мамино — от других наших родственников, и передать все важному для нас человеку. Завещание нотариально заверенное, мы вызывали нотариуса на дом, он со мной поговорил, все объяснил, и я подписала его. Сейчас я сражаюсь с разгулявшимся биполярным аффективным расстройством и потихоньку, с помощью добрых людей, делаю книгу с моими текстами.
Что в завещании?
📜Все мое имущество на момент смерти я завещаю своей маме.
📜Я ознакомлена с содержанием статьи 1149 ГК РФ и знаю, что могу изменить завещание без объяснения причин.
📜Завещание составлено двух экземплярах, один из которых находится у нотариуса.
***
👨🦰Дима Мартьянов, 29 лет
💬Я работаю учителем в школе. Завещание я еще не составил, но твердо решил сделать это в 30 лет, это просто ближайшая круглая дата, некий рубеж. Меня к этому подвело то, что за последние восемь-десять лет ушли из жизни многие важные для меня люди. Понятно, что такое не случается вовремя, это всегда горе. При этом довольно часто (почти всегда) смерть помимо грусти и скорби приносит споры, большие траты и общение с неприятными людьми. Как‑то мне довелось контролировать весь процесс похорон от областного морга до городского кладбища. Как результат — я испытал отвращение ко всей этой системе, особенно к ритуальным службам, кладбищам и церкви.
Отношение к ритуалу, которое сегодня есть, поражает. Люди не организуют похороны, как хотят, и не знают, как бы этого хотел умерший. Делают просто как принято. При этом вся структура в похоронном бизнесе организована так, что когда ты делаешь как принято, то из тебя вытягивают как можно больше денег.
Как принято — это установки в обществе, которые вынуждают тебя пассивно соглашаться с ними, и от этого возникает ощущение, что ты находишься в безвыходной ситуации. Это отношение наследуется — вот я и подумал, что надо что‑то делать, и начал с осознанного завещания.
Нет ничего хуже, чем передавать по наследству предрассудки.
Ритуальные услуги — это абсолютно криминальная структура, стоимость услуг там ничем не мотивирована, и всюду проглядывает монополия. У меня нет каких‑то доказательств и улик, но общее впечатление от столкновения с похоронным бизнесом именно такое — что тебя везде пытаются обмануть. Проблема в том, что чаще всего люди сами пребывают в таком состоянии, что готовы отдать все. Честно, я не помню стоимость участка на кладбище, но первое, что отвечают на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, — это то, что тут больше не хоронят. При этом если пройтись, то увидишь, что при тебе готовятся новые участки. Почти ни за какие услуги не дают квитанций или чеков, нет договора. Несмотря на полную оплату, в момент прощания копатели недвусмысленно намекают на чаевые. Момент беспроигрышный, безусловно.
Ритуальные услуги — слишком традиционный бизнес, чтобы из него можно было сделать Uber, не знаю, как сейчас, но в 2017 году нигде не было даже касс и компьютеров. К тому же те, кто сейчас умирает, и те, кто их хоронит, в большинстве люди не цифрового поколения. Нужно подождать, но я думаю, что из этого может получится отличный стартап.
Я считаю тему смерти важной, нельзя об этом молчать. Тем более с родными и близкими людьми — их это может коснуться напрямую. Завещание мы уже обсуждали с женой и решили, что идея разумная. Никто наперед не знает, но в случае моей смерти она хочет справиться со всем как можно быстрее, а потом спокойно грустить, смотреть фотки и пить вино. То есть она должна знать, что делать и как, чего я хочу и как, под какую музыку и где ну и так далее. В целом родные положительно относятся к моему решению.
Что будет в завещании?
📜Родные не должны думать о том, что делать. Пока основной вариант — это кремация и развеивание.
📜Близкие не должны тратить много денег и времени. Вспоминается сцена из Большого Лебовски с выбором урны для праха.
📜Наследники должны четко понимать, как я решил поступить с наследством, чтобы не было никаких споров и сюрпризов.
📜Пункт о донорстве: я готов пожертвовать любые органы своего тела, если для этого будет благоприятная возможность.
📜Есть отдельный пункт по поводу завещания моего черепа.
В завещании еще появятся обновления. Важно, чтобы оно отражало мое актуальное состояние.
***
Считаете ли вы важным писать завещания или составлять прижизненные договоры о похоронах?
Неизвестные кладбища Советского района Новосибирска
В Советском районе известны два кладбища, на которых и привыкли хоронить: кладбище на ОбьГЭСе и Южное. Но есть здесь и заброшенные кладбища, некоторые из них организованы еще во времена Петра I.
⚱«Ботаническое» кладбище
Информация о том, где находится кладбище в Ботаническом саду Академгородка, была только со слов тех, кто его находил. Поэтому и «маршрут следования» в некоторых местах в рассказах расходился. Кто советует идти вдоль левого края оврага в сторону от ботсада, кто предлагает оставить за спиной административное здание и идти прямо, кто-то же уверяет, что стартовать нужно от домика охранника и пройти метров пятьсот-семьсот. В общем, чтобы найти заброшенные могилы, придется поплутать.
Еще в 19 веке на территории нынешнего Центрального сибирского ботанического сада (ЦСБС) СО РАН была маленькая деревня Зырянка. Здесь же текла одноименная речка. Деревенька получила свое имя либо от фамилии Зырянинов (большинство ее жителей в XIX веке имели именно такую фамилию), либо от зырян (устаревшее название народа коми), перебравшихся сюда в начале 19 века в поисках лучшей жизни. По некоторым данным, деревня находилась в районе здания ЦСБС СО РАН. Хоронить «за тридевять земель» было не принято, поэтому умершие жители деревни Зырянки остались лежать на территории ботсада. Примерно в 1904-1905 году недалеко от железной дороги образовалось поселение под названием «Тридцать первый километр» – маленький поселок железнодорожников. Сегодня здесь осталось несколько частных домов, стоящих на улице с диковинным названием «Казарма 31 км». В те годы, скорее всего, деревни Зырянки уже не было, или от нее осталось несколько дворов, но кладбище осталось. Вблизи него хоронили умерших жителей поселка «31 км».
Потом, в 1917-18 гг., на берега Зырянки пришли коммунары, организовав коммуну под названием «Сеятель». Коммуна просуществовала только два года, потом кто-то ушел, кто-то завел семью и свое собственное хозяйство, осев на территории бывшей деревни Зырянки. Вскоре коллективизация заставила всех снова объединиться, и так возник колхоз «Заря». Дома его стояли ниже железнодорожной линии, теперь на том месте море, а хозяйственные земли и корпуса располагались и на территории современного ботсада, и на затопленной теперь земле.
Несмотря на то, что колхоз имел много земли (около 7 000 га), он был нищим. Людей заставляли работать за трудодни. Косить сено не разрешалось, пока не накосит колхоз, налог на общее хозяйство был огромный, потому прокормиться можно было только с помощью своего огорода. В итоге люди работали по семь дней в неделю по 14-16 часов в сутки, жили бедно, и умирали часто, особенно дети. Хоронили умерших там же, рядом с кладбищем деревни Зырянки.
В 1937 году колхоз «Заря» стал колхозом им. Кирова. В одну из суровых зим конца 30-х в поселок были сосланы тридцать семей спецпереселенцев из Беларуси, многие из них тяжело заболели по приезде на место поселения и умерли.
Позже, в 1953 году, было принято решение о переносе поселка, который был отстроен выше железной дороги, на том месте, где стоит сейчас. Еще спустя семь лет на территории хозяйственных земель и кладбища было решено устроить ЦСБС СО РАН. Но по привычке, да и потому, что другого места для захоронения умерших не было, до 70-х годов продолжали хоронить на прежнем месте – в лесу ботсада, на краю оврага.
⚱Нижнечемские захоронения
Еще в 1734 году упоминается деревня Нижние Чемы (Чемская большая) в летописи (сегодня это микрорайон ОбьГЭС). К тому времени здесь уже стояли несколько дворов. Позднее деревня разрастется и будет отмечаться на картах. На схемах и картах, которые удалось найти в областном архиве, обозначены названия населенных пунктов и «стратегически важные объекты»: телеграф, колхозы, сельсовет.
Смотрительница музея истории «Левобережье» Мария Коновалова, рассказала, что «в деревне Нижние Чемы было кладбище. Когда решили возводить ГЭС, кладбище перенесли в поселок Огурцово. Прежнее место захоронения было затоплено». Приблизительную территорию установить не удалось. Но известно и о маленьком кладбище, располагавшемся на том самом месте, где сейчас стоят хозяйственные корпуса Новосибирской ГЭС, рядом с мозаичным панно. Когда прокладывали коммуникации и укрепляли берег, рабочие ГЭС нашли несколько могил.
В 1914 году в деревне Нижние Чемы была возведена деревянная церковь во имя архистратига Михаила – она стояла на том самом месте, где сегодня – бетонная стена старой камнедробилки с мозаичным панно «Покорители Оби». Фотографии этой церкви не сохранилось, как и неизвестно точно, когда она была разрушена. По некоторым данным, в 20-е годы прошлого столетия церковь была разграблена, приход разогнали, а в здании церкви устроили клуб, который просуществовал до начала строительства ГЭС.
💬"Это была не кладбищенская церковь, а простая приходская," – рассказал игумен нового храма во имя архистратига Михаила Филипп (Новиков). – "Потому около нее не могло быть общее кладбище, рядом с ней были захоронены только священнослужители или благодетели храма. Всего несколько человек».💬
Неудивительно, что эти могилы не было видно, когда начали строить ГЭС. Во времена гонений на священников и верующих эти несколько захоронений просто сровняли с землей.
⚱Нижняя Ельцовка: долгая память трех столетий
Самым удивительным, если такой эпитет, конечно, применим к понятию кладбище, оказалось старое кладбище в Нижней Ельцовке. Отсчитывая свое существование со времен Петра I, оно хранит в себе прах и долгую память трех столетий. Могил, датируемых 1700-1800 годов, конечно, найти не удастся. Деревянные кресты сгнили, да и металлические оградки вряд ли были тогда. Но старожилы уверяют, что кладбище начало расти в восемнадцатом столетии, когда, собственно, и появилось само поселение Нижняя Ельцовка.
Ныне кладбище узкое и вытянутое, тогда, вероятно, хоронили дальше, в глуби леса, хотя есть и другие версии. Сегодня самое старое захоронение датируется 1938 годом. Есть несколько могил времен Великой Отечественной войны.
Если не учитывать «петровский» фактор образования Ельцовки, то это кладбище все равно представляет интерес: могилы датируются 1940-1955 годами, при том, что строительство Академгородока, основание Советского района начинается только в шестидесятых годах.
Невероятным кажется и то, что рядом с могилами 1960-1970 годов, с облупленными оградками, покосившимися крестами и железными венками соседствуют современные захоронения 2000-2005 годов, с низкими «цепочками», пышными венками и гранитными памятниками. Важно учитывать, что это кладбище официально не существует в Советском районе.
Странно, да и неприятно то, что дачные и частные дома стоят в десяти-двадцати метрах от кладбища. Так что если «петровское» кладбище было не в лесу, то вполне возможно, что оно располагалось как раз на месте дачных избушек.
*с использованием информации и материалов сайта Новости Академгородка
Сайт TOP100VK.COMНЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.
Почта для жалоб: jaredgeharrmerlesch@gmail.com (удаляем страницы по первому запросу!)