Последняя предосторожность — это когда бросаются в пропасть, нацепив камень на шею.
— Принцалександр
Бывает, что Дхарма привлекает своей исключительностью. И человек, одержимый гордыней, обращается к Учителю за Учением, как к торговцу эксклюзивным товаром. Ходит на ретриты, старательно учится, хорошо все запоминает. Им движет мотив возвыситься в глазах окружающих, сделать карьеру «гуру». Такая мотивация в Учении считается «мотивацией с изъяном», а человека называют «сосудом, наполненным ядом» (или «испорченной пищей»). Все, что ни попадает в такой сосуд, портится. По словам Ринчена Тензина, гордыня проявляется и у геше тибетских монастырей. У них так или иначе присутствуют изъяны ума, свойственные людям. Как же выбрать Учителя, который покажет путь в Чистые земли? Ведь мы не можем точно знать, насколько тот, кого называют Учителем, реализовал практику. В выборе Учителя нельзя руководствоваться известностью, социальной успешностью или внешней привлекательностью человека. «Смотрите на качества ума, – советует Ринчен Тензин. – Качества ума проявляются в том, как человек относится к разным людям в разных ситуациях. Наблюдайте, насколько стабильно его умиротворенное состояние, сильна ли тяга к мирским благам. Его достоинства, как практика Дхармы, проявляются во внешнем поведении. Качества Учителя Дхармы у него должны явно превосходить проявления «ядов» ума (невежество, страсть и привязанность, отвращение и гнев, гордость и ревность). Важно оценить и уровень знания Дхармы. Если вы хорошо понимаете наставления Учителя и вам легко их применять, значит, он подходит вам».
— Автор неизвестен