Покаяния не видно. Оно таинственно. Его невозможно описать. Видны бывают — плоды покаяния. Например, пил — перестал пить, блудил — перестал блудить, и так далее. Плоды покаяния бывают видны далеко не всегда. Например, завидовал — перестал завидовать, тщеславился — перестал тщеславиться, и прочая — кто его разберёт? В суете и шуме мы вообще многого не различаем друг в друге. Если плодов покаяния нет — не значит, что покаяния нет: и редиска на грядке не в один миг вырастает. Покаяние — процесс. Как жизнь. Бывает очень долгим. Его живут, в нём живут.
— Священник Сергий Круглов
В одной местности люди сделали идола и стали поклоняться ему. Он был сделан по образу одного человека из племени Бани Исраиль. Когда эта весть дошла до него, он очень разгневался и, взяв топор, отправился его уничтожить. Шайтан же в образе старика предстал перед ним и спросил:
– Куда ты идешь?
– Я иду уничтожить идола и направить людей на путь поклонения Аллаху.
Шайтан сказал:
– Иди, займись поклонением, – это для тебя будет лучше.
– Нет. Разрушение идола – важнее!
– Я от тебя не отстану, – сказал шайтан и вступил с ним в драку. Человек бросил шайтана на землю и сел ему на грудь. Шайтан сказал:
– Позволь мне кое-что сказать тебе.
Человек разрешил.
– О раб! Есть же Пророк Аллаха! Если бы он хотел разрушить этого идола, он бы дал тебе приказ. Тебе же не было дано ни одного приказа, так что оставь это.
– Нет. Я обязательно это сделаю. Я уничтожу его.
И они вновь вступили в драку. Человек вновь повалил шайтана на землю.
Шайтан промолвил:
– Позволь мне сказать тебе еще кое-что.
Человек ответил:
– Хорошо. Говори.
– Ты человек бедный, и многие люди, как и ты, несут эту тяжелую ношу. Найти какую — либо возможность заработать для тебя лучше разрушения идола. Ведь люди сделают другого, и ты не сможешь причинить им вреда. Оставь это. Каждый день я буду класть под твою подушку два золотых.
Человек ответил:
– Ты прав. Один золотой я буду давать в качестве милостыни, а второй буду использовать на свои нужды, и это лучше разрушения идола. Я не был уполномочен ломать его. Я не Пророк и не тот, на кого это возложено.
Он вернулся домой. На следующий день он обнаружил у себя под подушкой два золотых и взял их. На следующий день он вновь нашел под подушкой два золотых и подумал: «Как хорошо, что я не пошел ломать идола». На третий же день он под своей подушкой ничего не нашел. Он разгневался и, схватив топор, отправился уничтожить идола. Перед ним предстал шайтан в образе того же старика и спросил:
– Куда ты направляешься?
Он ответил:
– Ты обманул меня! За это я обещаю тебе, что на этот раз ты не помешаешь мне совершить задуманное.
И они вступили в драку. Шайтан швырнул человека на землю, затем поднял его над собой. Человек затрясся от страха в руках шайтана, как воробей.
Шайтан сказал:
– Возвращайся, иначе я перережу тебе горло, как овце.
Человек сказал:
– Хорошо. Я вернусь. Только ответь мне на вопрос. В прошлый раз я дважды побеждал тебя. Что же в этот раз явилось причиной моего поражения?
Шайтан ответил:
– В прошлый раз ты гневался ради Аллаха, и Он сделал так, что ты победил. Мы бессильны и не можем победить тех, кто следует в своих поступках чистому намерению ради Аллаха. На этот же раз ты гневался из-за моего обмана, и я победил. Те, чьи намерения нечисты, кто следует за своими желаниями, не может победить нас. (Кимия Саадат, Ният и ихлас) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)...». аль-Бухари 1, 54, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 75, Ибн Маджа 4227, Ахмад 1/43, аль-Байхакъи 1/41
— Автор неизвестен