СПОСОБНОСТЬ К МЕДИТАЦИИ и СОСТ. УЧЕНИЧЕСТВА. СУТЬ СОСТ. - ГОТОВНОСТЬ СЛУШАТЬ. Не слушаться, а именно слушать то, о чем тебе говорит Мир. (лишь 6% готовы менять себя). Сафронов.
Поскольку медитация представляет собой попытку поиска неочевидного ответа на нетривиальный для себя вопрос, необход. условием ее осуществления является готовность «заглядывать» за свои привыч. стереотипы. Можно с уверенностью сказать, что если ответ, к к-у вы пришли в процессе медитации был «где-то понятен» с самого начала – вы что-то сделали не так. Был неправильно выбран вопрос, или вы не доделали медитацию.
Прав. ответ представляет всегда принцип. новую информацию, к-я рождает новый взгляд, новую точку зрения на проблему.
Он удивляет и переворачивает сознание. Однако, для того, чб сделать это, необходимо изначально признавать ограниченность текущей точки зрения, неэффективность существующей модели поведения, несовершенство своих форм эмоц. реагирования и т.д.
Большинство людей на это не способны. Чел. может годами наступать на 1-и и те же грабли и считать, что шишки на его лбу – результат чьих-то происков или неблагоприятности Мира. Большинство людей принципиально не захотят слушать того, кто укажет им на несовершенство их способа перемещения с наступанием на указанные грабли. А не сумев не услышать – возненавидят указавшего, поскольку, узнав о проблеме, станет труднее ее не решать, да и представление о себе как «офигенном» могут пошатнуться. Большинство людей считают себя внутри офигенными, а свои поступки и взгляды единственно верными, даже если сидят по-уши в дерьме, чем Жизнь и намекает на обратное.
Этим феноменом объясняется как эзотеричность эзотерики, так и традиционно настороженное отношение к ней со стор. обывателей. Думаете, такое отношение сформировалось только у нас и в послед. время? Ничего подобного. В 1-м из инд. произведений есть такая поговорка: «У огня, воды, царя и йога нрав особый. Держись от них подальше». И это Древняя Индия.
То же происходит с убеждениями: чем менее чел. компетентен в нек. сферах (психология, медицина, социология), тем увереннее и безапелляционнее его суждения. Эти спецы задумчиво трут затылок со словами «тут все сложнее…». А Мастера предпочитают помалкивать, понимая, что на разъяснения уйдет неск. лет и море соплей. Способность человека видеть свои границы, несовершенства и реально хотеть себя изменить, заметьте – реально, а не просто иппохондрить по поводу своих жизн. неудач – это специфич. выстройка, отдельная способность, к-я есть не у всех. В учебнике по соц. психологии есть результаты исследования ам. ученых, о том, что лишь 1/3 сотрудников будут лучше работать, если пообещать им большую зарплату, и лишь 6% готовы менять себя, а не только экстенсивно наращивать колич. усилий, чб увеличить заработки. Эти 6% приблизились к сост., которое мы наз. «сост. ученичества».
Суть состояния – готовность слушать. Не слушаться, а именно слушать то, о чем тебе говорит Мир. Это сост. не адресовано какому-то 1-у человеку, и это не просто тип отнош. между Учителем и Учеником. Это даже не драматич. «поиск своих границ». Ведь их и искать-то не надо – через твои повседн. проблемы Мир четко показывает твои границы и твои возможности роста. Нужно просто увидеть и услышать очевидное….
Сост. ученичества можно приобрести, когда сталкиваешься с чем-то, что с очевидностью выходит за рамки твоего понимания и ты восхищаешься этим, но не бежишь в готовые ответы и не закрываешься. Его можно стимулировать извне через спец. процедуры (дикша)… Но можно и потерять. Когда человеку кажется, что он всё понял или ему хватит. Тогда, начинаются проблемы. Мир снова пытается заставить человека увидеть очевидное.
На эту тему можно говорить много. Но закончим цитатой: «Йога, как и любое развитие заканчивается словами «Я ТАКОЙ»».
УСТРАНЕНИЕ ОБИДЫ, ПРЕТЕНЗИИ, АГРЕССИИ по отношению к др. человеку С ПОМ. МЕДИТАЦИИ.
Сутры 1.17-18 "ЙОГА-СУТРЫ" Патанджали (далее - ЙС) с комментом А.Сафронова.
Слово «медитация» является брендом, к-й в мас. сознании неразрывно связан с йогой, дух. практиками и развитием человека. И это оправдано, йога без психопрактики – не йога, ведь еще в «Хатха-йога прадипике» сказано: «Всё в хатха-йоге существует для раджа-йоги».
Что собственно следует считать медитацией? В санскрите такого слова нет, хотя совр. инд. школы его активно используют. Более того, при внимат. изучении вопроса становится понятным, что медитацией наз. значительный ряд видов психич. активности, к-е разнятся как между собой, так и по результатам. Наблюдается также «опопсение» этой темы. Большинство людей, к-е, как им кажется, практиковали медитацию, не смогут ответить на банальные 3 вопроса: «Какова цель?», «Каков метод?», «Что является объектом?». Чем-то ситуация напоминает историю про «дхарану» на коробку (см. пост от 27.04 под наз. "ОШИБКИ СОВР. ЙОГОВ В ПОНИМАНИИ ДХАРАНЫ"). Или еще более нелепых «практик», что используют наивные посетители высосанных из пальца тренингов: повесить на холодильник картинку машины своей мечты и по 15 мин. в д. на нее см., в надежде, что она появится в твоей жизни.
Как же разобраться в проблеме? Что такое вообще настоящая медитация и как различить реальную медитацию, как практику, от ситуации, когда чел. посидел и повоображал что-то в голове, или, хуже того, его проглючило… Попробуем найти какие-то объектив. критерии.
Хотя слово «медитация» лат. происхождения (изначально медитацией наз. пауза в католич. мессе, во вр. к-й прихожане д.б. обдумать свои грехи) мы не будем отказываться от него, поскольку оно общепринято и необратимо вошло в лексикон совр. йоги. Все подлинно эзотерич. учения динамически развиваются. Каждая эпоха привносит свои идеи, коррективы и языки описания, поэтому есть полное право говорить о «совр. Йоге». Медитация – это йогич. психопрактика. Есть право наз. этим словом только те виды практики, к-е соотносятся с описанным в ЙС. Это логично, но даже здесь возникает проблема, связанная с придумыванием кучи «медитаций», основываясь на невер. переводах и прочтениях ЙС. В первую очередь сутры 1.2 про «читта-вритти-ниродху» и строф 1.17-18. Это всевозможные «медитации» на «обезмысливание», «остановку сознания», «пустоту» и т.п. Такой идиот. стереотип плотно въелся в мас. сознание, но, надеюсь, читатель уже освободился от данного, крайне ошибочного и вред. представления.
Проблема 2 состоит в том, что существует огромное колич. техник, к-е сводятся к тому, чб ввести человека в то или иное сост.. Это всевозможные «начитки», формы гипноза или аутогипноза. Напр.: «…представьте себе, что вокруг вас золотое сияние, вы сидите в теплом месте, щебечут птички, летают бабочки. Вам хор., вы расслабились, расслабляется рука, нога. Вы см. вверх…» И т.д.… Подобного рода накруткам несть числа. И многие принимают их за медитацию. Не важно, делает ли их инструктор по отношению к ученикам или сам чел. для себя любимого. Существует море кассет: «медитативная» музыка, «медитативные» тексты, «настрои» и т.д.. Это всё не имеет отношения к медитации Патанджали. В общем-то и никакой реал., дух. наполненности не несет. Это техники введения человека в нек. сост., к-е ему индуцирует др. чел. – инструктор, терапевт или гипонотизер.
Полезно это или не полезно? Как посм.. С точки зрения развития – не дает ничего. После выхода из этого сост. чел. остается тем же, что и был. Его сознание не расширяется, не возникает новых навыков или мотивов. С точ. зр. «расслабиться, получить удовольствие», пережить новое сост. – в общем, какой-то прикол в этом есть. Так что такого рода «практики» в луч. случ. - гипноз, в худшем – пустое времяпрепровождение. По Патанджали такого рода сост. с очевидностью классифицируются как вритти нидра (мечтание) и смрити (воспоминание прият. моментов).
Тему медитации в таком варианте часто эксплуатируют предприим. люди, далекие от духовности, производя всякий дух. попкорн типа «музыка для медитации на чакрах». Видимо, по их замыслу ты должен слушать музыку и чакры разовьются… Читатель, хотя бы немного знакомый с концепциями открытия чакр. системы понимает, что это нелепость. Чел. послушал «аджновскую» музыку и стал умнее? Или послушал манипурную и стал хор. бойцом, бизнесменом? Разумеется - чушь. Открытие чакры – сложный, требующий значит. количества усилий, процесс. А музыку продают как медитативную, п.ч. чаще всего она паршивая и просто послушать ее для удовольствия никто не купит.
Существуют также и др. псевдо-медитации, к-е идут из неправил. или непол. прочтения первоисточников. Допустим, «медитация» на чакру, к-ю описывают многие совр. источники: чел. визуализирует, к примеру, треугольник в манипуре кроваво-красного цвета, также какие-то лепестки, и прочие элементы присутствующие в канонич. изображении чакры. И – «втыкает» туда. И что? И ничего. Как чел., к-й неск. лет практиковал такие техники в процессе своих дух. поисков, знаю, что ничего не происходит. Почему? П.ч. подобные «техники», по сути, это только кусочек подлинной техники. Есть такая тенденция почти во всех серьезных учениях – к редукции дискурса.
Приведу пример из сферы боев. искусства – карате. Когда начинающие каратисты отрабатывают цуки – прямой удар кулаком, вторую руку они уводят к бедру. И у людей, к-е занимались боксом, возникает вопрос: зачем вторую руку назад отводить? Можно же и так бить – удерживая ее перед собой, ничего не изменится, даже удобнее. И действительно – непонятно. И только когда узнаешь, как выглядело окинавское карате, становится ясно, что изначально они второй рукой прихватывают и на кулак насаживают. Просто в спортивном карате этот последний кусочек отсутствует – прихватывание. Поэтому рука уводится назад просто по традиции. А в боевом, когда тебя схватили за волосы, а второй рукой бьют в пах – это очень гармонично получается. В случае с «медитацией на чакры» – первоисточник не указал, как именно медитировать. И в упрощенном восприятии горе-мистиков – медитация свелась к визуализац. или концентрац. вним. на зону.
Для того, чб понять суть медитации в йоговском (т.е. Патанджалиевском) прочтении, воспользуемся, в первую очередь, строкой 1.17, из которой с очевидностью следует 2 критерия медитат. практики:
1. Медитация рождает новое знание, к-о до того у человека не было.
2. Это знание меняет эмоц. и экзистенц. сост. человека, выводя его из растворенности в том или ином вритти (вращении ума).
В этом смысле медитация не имеет никакого отношения к тому, сидите ли вы в позе лотоса, закрываете ли глаза и прочей внешней атрибутике. Хотя понятно, что «сидеть лучше, чем стоять, лежать лучше, чем сидеть»… Но вопрос не в той позе, к-ю вы принимаете и не в тех действиях, к-е вы совершаете. А вопрос в том, на что нацелено ваше сознание.
Приведу пример, иллюстрирующий сказ.. Классич. медитация, направленная на устранение обиды (претензии, агрессии) к др. человеку. Суть обиды – вытесненная агрессия. Разумеется обида – это вритти, причем клешевое (помутняющее), опирающееся на клеши авидья (неведения) и двеша (неприятия). Будучи вритти обида затрагивает и эмоц. и ментал. составляющую. Ментал. составляющая обиды проявляется в виде «объяснений» поступка обидевшего в духе приписывания ему негативных черт, злокозненности и т.д. Такие рассуждения, как правило, бесконечно далеки от истины. И в этом смысле мы можем соотнести эти переживания с вритти випарья (недостоверное знание) и викальпа (ментал. спекуляция). Эмоц. возвращение к воспоминаниям об обиде с очевидностью смрити, а мечты о мести – нидра.
Каждый может попробовать, чб убедиться, что обида не устраняется убеждением себя в том что «я его прощаю», или самовнушением в духе «нет, ну, он же хор. чел. и имеет право на ошибку». Такими и подоб. им способами агрессию можно лишь загнать глубже в подсознание, где она превратится в самскару, к-я станет в последствии зерном новой кармы.
Правильным вариантом медитации на устранение обиды является попытка при помощи телесного или др. ключей проэмпатировать обидевшего человека вначале в общем, а затем в той ситуации, в к-й он нанес обиду. Переживание его сост., приводит к катарсическому прозрению относит. истинных мотивов поступка этого человека и его видения ситуации. Такое прозрение является осознанием (сампраджня) ситуации в полном смысле этого слова, поскольку до этого вы видели лишь 1-у стор. проблемы, а теперь, увидев ее со стор. оппонента, вы видите ее всю – т.е. ее суть. В таком и только в таком случае меняется и эмоц. отношение к ситуации и др. человеку. Результатом такой медитации является подлинное, а не воображ. расширение сознания (метанойя) и реальное, а не надуманное прощение.
Разумеется процесс эмпатии др. человека, особенно если вы на него обижаетесь, не прост и связан с сильным эмоц. сопротивлением. Однако именно преодоление этого сопротивления и есть процесс медитирования. Он требует реального дух. и волевого усилия, в отличие от бездумного сидения или визуализации красивых картинок, но и приносит устойчивый результат. Устойчивый, п.ч. если вы действительно поняли др. человека, то вы не только не будете воспроизводить имеющуюся претензию, но и у вас не возникнет претензий к др. людям в аналогич. ситуациях. Т.о., расширение сознания будет иметь пост. характер.
Еще 1 сложный момент в понимании сути медитат. практик состоит в том, что результат медитации, осознание, не появляется немедленно после начала медитации или за какой-то гарант. срок (типа «медитируйте по 15 мин. в д. и будет вам счастье»). Возможно, необходимо долго жить в состоянии вопроса, (а по сути дхараны и дхьяны), пока, наконец, не прострелит ответ. Причем такое сост. вопроса энергозатратно, однако энергия полностью возвращается при переживании инсайта (прозрения). В этом смысле сам процесс медитации не доставляет удовольствия, по крайней мере, на нач. этапе, подобно тренировке ранее неиспользуемых мышц.
Подытоживая сказанное, сформулируем осн. принцип прав. йогич. медитации: медитация – это сознательная попытка найти ответ на вопрос, к-й для тебя не очевиден, и к-й изменит твою жизнь. Или короче: медитация это вопрос!
А вот умение найти прав. вопросы для медитации – это уже искусство йоги, к-у по сути посвящена гл. 3 ЙС.
ОТКАЗ ОТ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Сутра 1.16 "ЙОГА-СУТРЫ" в переводе и комменте Мишры:
"Посредством прямого познания Пуруши и пракрити, Брахмана и его шакти (энергии), приходит та высшая отрешенность (паравайрагья), посредством к-й медитирующий отстраняется от всех притяжений космических сил (гун), действующих в его субстанции разума, и достигает высшей победы над ними".
КОММЕНТ: Ум подобен ребенку, к-й держит в руках нечто опасное. Чб забрать у ребенка опасный предмет, нужно дать ему что-н. более привлекательное и более полезное. Если же забрать опасную вещь силой, он начнет плакать. Аналогично, отказ от дурных тенденций и привычек становится естественным, приятным и блаженным, если присутствует великолепный, чрезвыч. притягательный, исключит. прекрасный, потрясающе могущественный, невероятно чудесный свет Пуруши.
Преобразование личности посредством силы самопознания становится легким и естественным. Это наивысший и самый легкий путь отречения от мат. мира и победы над инстинктами жизни и смерти.
Отрешенность бывает 2-х видов:
1. парам-вайрагьям – высшая непривязанность и отречение. Когда осознается Пуруша, Брахман, то сила вкуса также разрушается (гуна-витришна).
2. апарам-вайрагьям – низшая непривязанность и отречение, бхага-витришна, когда чел. отказывается от мирск. наслаждений, но вкус к ним не пропадает. Опыт их вкуса остается с человеком.
В Бхагавад-гите (2.59) сказано: "Воплощенный, следуя ограничениям, воздерживается от объектов чувств, но не от вкуса к наслаждениям этими объектами. Увидев Высшее, он теряет и этот вкус".
Следует четко понять, что отрешенность означает избавление человека от чуждых ему качеств, а не от врожденной природы. Субстанция не может потерять свою истинную природу. От огня ничего не останется, если у него забрать жар и свет.
Отречение возможно только тогда, когда есть чуждые атрибуты, к-е препятствуют реальности и скрывают ее. Семантически "отречение" состоит из слов "от" и "речение"; то есть нужно всё бросить и вернуться к той точке, из к-й вышло всё, что наречено разными именами. При этом в субстанции разума происходит отказ от всего материального, к-е затемняет сияющую природу Пуруши. Такая очищенная субстанция разума отражает высочайший свет Пуруши, Брахмана.
В свете Брахмана йог постигает недостаточность всех объектов – увиденных, услышанных, испытанных и раскрытых. Брахман, Пуруша, есть высшие цель, счастье, наслаждение, красота, опыт, знание, любовь. Благодаря практике медитации это знание становится непосредст. опытом. Мыслящая субстанция, субстанция разума, вместе с порожденными ею мыслями, их чередованием и содержанием до предела насыщается энергией "Я" и знанием "Я".
Йог так удовлетворен и поглощен видением Пуруши, что любой привлекат. объект (испытанный, увиденный, услышанный и т.п.) не имеет для него никакой ценности. Лампы полезны ночью, но становятся бесполезными при солн. свете. Так и самые притягательные объекты теряют свое значение перед светом Всевышнего. Даже если бы йогу предложили мат. вселенную, то и тогда он не променял бы на нее "Я". Ничем не нарушаемое восприятие света Всевышнего, Пуруши, наз. высшей вайрагьей (отрешенностью). В этом сост. йог размышляет внутри себя: "То, чего следовало достичь, достигнуто; помехи и препятствия, к-е следовало устранить, устранены; крепчайшая цепь относительного существования, к-я вкл. в себя рождение, болезни, страдания и смерть, разорвана". Это наивысшее восприятие безграничного света Пуруши и есть отрешенность, бесстрастие. Оно приносит величие кайвальи, нирваны.
Вайрагья есть дело опыта, и она приходит постепенно. Ее нельзя в равной мере предписать всем. То, что является наивысшим наслаждением для 1-го человека, м.б. предметом отречения для др.. Поэтому абхьясе и вайрагье (практике и отрешенности) следует учиться путем медитации.
В СУБСТАНЦИИ РАЗУМА ХРАНЯТСЯ ВСЕ ПРОШЛЫЕ и НЫНЕШНИЕ КАРМЫ!
АБСОЛЮТНАЯ ОТРЕШЁННОСТЬ - ПАРАВАЙРАГЬЯ.
Сутра 1.16 "ЙОГА-СУТРЫ" Патанджали в переводе и комменте Айенгара.
"Абс. отрешённость [паравайрагья] наступает тогда, когда чел. трансцендируeт качества природы [гуны] и познает душу".
КОММЕНТ: Чел. достигает высшей формы отрешенности, лишь освободившись от влияния гун. Подчинив себе природу, он познает душу. Трансцендировать гуны помогает ясный разум головы и сердца.
Если посредством абхьясы (постоянных упр.) мы приводим в действие и очищаем свою эн., то посредством вайрагьи (отрешённости) устраняем вовлеченность даже в самые тонкие проявления феномен. мира.
Природа разворачивается из ноумен. стадии (алинга) в форму линга. От неспецифичных явлений (авишеша), к к-м относится ахамкара (эго, или сознание «я»), она переходит к проявленной форме (вишеша), к-я готовит почву для познания повседневной действительности. Обратный процесс, инволюция, к-й, собственно, и является путём йоги, можно представить как восхождение по лестнице. Абхьяса дает нам необходимый для восхождения импульс, вайрагья же создает ступени, по к-м мы осуществляем свое движение наверх.
На нижних ступенях отрешенности находятся те, кто пытается отказаться от вредной привычки, напр., от курения. Бросая курить, мы сначала сокращаем количество выкуриваемых сигарет, а затем и вовсе порываем с этой опасной привычкой.
Однако желание не исчезает и присутствует в уме. Хотя со временем оно блекнет, клетки организма могут самопроизвольно возродить привязанность.
Через какое-то время после того, как мы уже окончательно отказали себе в этой пагубной привычке, мы вдруг обнаруживаем, что привязались к представлению о себе как о не курильщике. Итак, эго всё еще привязано к идее курения, хотя буквально речь о нём уже не идет. В этом проявляется добродетель, осознающая сама себя. Постепенно мы действительно можем стать совершенно равнодушными к сигаретам, однако идея курения все же будет присутствовать в уме.
Эта сутра говорит об окончат. свободе, достигаемой через паравайрагью. На этой стадии ученик выходит за пределы гун, к-е возвращаются к своему ноумен. источнику. Для такого ученика феномен. природа перестает существовать. Трансцендируя гуны, мы развязываем путы, привязавшие нас к природе. Когда паравайрагья начинает пропитывать все наши привязанности, мы полностью познаем свою душу.
На этом этапе сила мудрости уже наделила сознание всем тем, чем д.б. наделить, и избавила его от всего, от чего должна было избавить. Здесь садхака полностью освобождается от рабства, для него уже не существует ни рождение, ни смерть. Это познание кайвальи.
Паравайрагья – это результат соблюдения 2-х дополняющих др. др. дисциплин – абхьясы и вайрагьи, благодаря к-м садхака обретает мудрость и свободу и избавляется от загрязняющего воздействия читты.
ЖЕЛАНИЕ (васана) и ВОЛЯ.
Сутра 1.15 «ЙОГА-СУТРЫ» Патанджали в свете труда И.К.Таймни «НАУКА ЙОГИ» с комментарием:
"Сознание, полностью господствующее над страстями, когда кто-то прекратил желать объекты, видимые или невидимые, является Vairagya".
Из коммента Тайми:
Причина, по которой Vairagya играет столь важную роль в удержании, а затем растворении Citta-Vrtti, заключена в том, что желание в его 2-х проявлениях Raga и Dvesa – колоссальная управляющая и дестабилизирующая сила, которая непрерывно производит Vrtti (колебания) в восприятии. По сути, на ранних стадиях эволюц. прогресса желания являются единств. движ. силой, и система восприятия развивается в результате пост. движения к тому, что предлагает желание. На позд. стадиях появляются др. факторы, и желание изменяется в волю, последняя и становится всё больше движ. силой эволюц. развития.
Все последователи, ступившие на путь Йоги, обязательно должны пытаться отчётливо понять роль, которую желания играют в жизни, и то, как они удерживают восприятие в пост. возбуждении. Садхаки, полностью не осознавая дестабилизирующее влияние желаний, пытаются практиковать медитацию, не уделив вним. проблеме контроля желаний, в результате у них нет свободного от дисбаланса восприятия во время медитации. Попытка привести восприятие в сост. покоя без прекращения желаний подобна попытке остановить движение лодки по поверх. воды, взволнованной ветром. Как бы сильно ни старались удержать её в 1-м положении с помощью внеш. силы, лодка всё равно продолжает двигаться вследствие импульсов, сообщаемых ей волнами. Но если бы ветер утих и волны успокоились, лодка в это время перестала бы двигаться, даже без применения внеш. силы. Если влияние движ. силы желаний полностью прекратилось, то восприятие успокаивается (стадия Niruddha - полная заторможенность) естественно и автоматически. Практика – это прекращение действия движ. силы желаний, когда слово «желания» используется в его широком значении Vasana [привычные устоявшиеся желания, привычки]. Но только с помощью практики Vairagya прекращение Citta-Vrtti, хотя теоретически и возможно, но не является осуществимым и рациональным. Это подобно попытке остановить машину, только прекратив её снабжение топливом. Почему бы не использовать также тормоза и не остановить машину быстрее и эффективнее. Здесь имеет значение Abhyasa. Abhyasa и Vairagya, т.о., используются сообща для Citta-Vrtti-Nirodha (прекращения колебаний сознания).
Сайт top100vk.comНЕ собирает и НЕ хранит данные. За достоверность информации сайт ответственность не несет.
Почта для жалоб: jaredgeharrmerlesch@gmail.com (удаляем страницы по первому запросу!)