dölxur dac,
duxur dac,
dic a diyr dac,
бохуш цхьа хан яра.
ткъа хlинца хьал хийцаделла:
вилхинчуьнга
(ца ваьлла бен)
аса хlума эр дац.
воьхначунна а
(хала зама ю хIара)
бехкбуьллур бац.
ткъа дицдинарггий?
(77 шо даьллехь а,
дуьне тlекlалдаьллехь а)
иза стаг вац.
кхидlа болучех
(билхинчех а,
боьхначех а,
беллачех а,
бисинчех а)
Дала къинхетам бойла.
Снова нахимичили.
"Первой жертвой любой войны становится правда" (Дж. Хайрам), а первой и главной жертвой любого конфликта с властью в России становится право.
Это я на ночь прочитал постановление Химкинского городского суда Московской области по делу Алексея Навального.
Начальник химкинской милиции (извините за просторечие) обратился в суд с представлением о заключении Навального под стражу сроком на 30 суток: он де, будучи условно осуждённым к лишению свободы, скрылся с места жительства и не выполнял предписаний закона.
Химкинский же суд будто удовлетворил представление начальника милиции (так и написал - "удовлетворить"), но в действительности не заключил Навального под стражу, а продлил срок его задержания до 30 суток.
Для людей, далёких от уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права: заключение под стражу и продление срока задержания - разные вещи.
В обсуждаемом частном случае начальник милиции просил, чтобы Навального заключили под стражу, как это устанавливают пункты 18 и 18.1 статьи 397 уголовно-процессуального кодекса. Только вот речь в этих нормах закона идёт о заключении под стражу лиц, скрывшихся от штрафа и всяческих работ, от ограничения свободы или реального лишения свободы в колонии-поселении. Условно осуждённых, а значит и Навального, в данном перечне нет.
Химкинский суд читать умеет, но отказать начальнику милиции, очевидно, не мог, и посему решил удовлетворить его по-своему - продлил срок задержания Навального до 30 суток, сославшись на часть 4 статьи 46 УИК РФ. Читаем: "Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток".
Выходит, что суд не удовлетворил представление начальника милиции о заключении Навального под стражу, но за решёткой Навального оставил, а значит, пусть не представление, но самого начальника - точно удовлетворил. (Ему-то какая разница, как эти 30 суток будут называться?)
Недаром говорят: голь на выдумки хитра.
Однако беда химкинской голи заключается в том, что она вырвала процитированную норму закона из контекста: статья 46 УИК РФ - от первого пункта и до последнего (включая четвёртый!) - устанавливает ответственность лиц, осуждённых к исправительным работам, но от этих работ уклоняющихся или не выполняющих работы, как должно.
К условно осуждённому Навальному эта норма не применима.
Вы думаете, химкинский суд поступил так, потому что в уголовно-исполнительном законе нет специальных положений, регулирующих ответственность провинившихся условно осуждённых?
Конечно, есть.
Если дочитать до конца тот самый уголовно-исполнительный кодекс, за 46-ю статью которого ухватился суд, можно найти статью 190 - "Ответственность условно осуждённых".
Однако закон в этом месте не предусматривает ни заключения под стражу, ни продления срока задержания. В этой 190-й статье, чёрт её побери, вообще ничего про про 30 суток не сказано!
С такой нормой, конечно, не удовлетворишь ни начальника милиции, ни начальника начальника милиции (и так далее вверх), а стало быть её применение в деле Навального не отвечает интересам отечественного правосудия.
Оттого и нахимичили.
Если вы знаете, откуда эти стоп-кадры, то имейте в виду, что интервью было нещадно порезано )
Из получасовой беседы в передачу попали 12 минут. Надеюсь, это сделано не из соображений цензуры (всё-таки свободу слова обсуждали), а ради экономии эфирного времени.
И неважно, что речь идёт о ютьюб-канале )
Macron Hebdo, №4.
Сегодня вместо лонгрида будет одна короткая история и три не риторических вопроса к моим многоуважаемым оппонентам.
В 2010 году во Франции прошёл фотоконкурс, в одной из номинаций которого победила работа, изображающая человека, стоящего спиной к камере и использующего французский флаг в качестве туалетной бумаги.
Разразился грандиозный скандал, патриоты Пятой республики, в том числе многие государственные деятели, были оскорблены и негодовали. Фотография была исключена из числа конкурсных работ, а во Франции с тех пор унизительное обращение с государственным флагом карается штрафом в 1500 евро.
Как я уже писал ранее, одна из скандальных карикатур "Шарли Эбдо" изображает три рулона туалетной бумаги, на одном из которых написано "Библия", на втором - "Коран", на третьем - "Тора". Есть в арсенале печально известного журнала и более похабные картинки, в том числе будто бы изображающие Бога (мерзкие настолько, что я не могу даже кратко описать их сюжет).
Франция не только не запрещает такие изображения, но и всячески поддерживает их, и распространяет.
А теперь, внимание, вопросы:
- Почему, по мнению французского государства, его триколор более достоин уважения, чем все священные писания и сам Господь Бог?
- Почему чувства французских патриотов важнее чувств французов-мусульман, французов-христиан и французов-иудеев?
- Почему автор вышеописанной фотографии стал жертвой цензуры во Франции - в этом храме свободы слова и самовыражения?
Macron Hebdo, №3.
Подходим ближе к вопросу о нападениях и убийствах (пока речь пойдёт не о конкретных актах, а о некоторой концепции).
Как я уже писал ранее, картинки, опошляющие и высмеивающие религиозные святыни, оскорбляют чувства верующих, то есть причиняют им нравственные страдания. Когда мы говорим «верующие», то имеем в виду неопределённый круг лиц, потенциально несколько миллиардов человек (напомню, что только мусульмане и христиане составляют не менее половины населения Земли).
Предположим без риска ошибиться, что не все эти миллиарды увидят карикатуры «Шарли Эбдо», однако обсуждаемые «весёлые картинки» изначально печатаются в журнале, то есть в каком-никаком средстве массовой информации, и публикуются в бескрайнем интернете с прицелом на «широкого читателя». К тому же, мы живём в такое время, когда нечто, наделавшее шума в пределах одного города или, как показывает практика, даже одной школы, за считанные минуты облетает весь мир. Таким образом, если не несколько миллиардов, то уж точно добрые сто миллионов верующих воленс-ноленс увидят злополучные карикатуры или узнают о новом случае их распространения и будут оскорблены.
Теперь для научной пользы абстрагируемся на время от карикатур и религии и поставим следующий мысленный эксперимент.
Представьте себе, что вы подошли к случайному прохожему и оскорбили его мать (для любого нормального человека – несомненную святыню). Что будет дальше? В зависимости от того, на кого вы наткнулись, этот человек может тотчас дать вам по шее, а может проглотить обиду и пройти мимо, может пожаловаться на вас папе или в полицию, а может, блаженный, подойти, обнять вас и спросить: «Брат мой, у тебя проблемы? Чем я могу помочь тебе?». Реакции могут быть самые разные, но вероятность получить по шее всё-таки довольно высока.
Представьте теперь, что вы не подошли к одному человеку, а вошли в помещение, где находятся десять человек, и обругали по матери всех присутствующих. Вероятность того, что по крайней мере один из оскорблённых решит получить сатисфакцию старым дедовским методом, значительно вырастает.
Теперь представьте, что вы оскорбили разом не десятерых, а сто, тысячу, сто тысяч, миллион, сто миллионов человек. На мой взгляд, совершенно очевидно, что среди этого великого множества людей может запросто найтись такой индивид, который в силу своих психологических особенностей (скажем, из-за обострённой любви к матери), на определённом эмоциональном фоне (положим, он только что потерял эту самую мать) обозлится на вас так сильно, что решит не просто отвесить вам оплеуху, но и лишить вас жизни.
Если вам кажется, что я привёл слишком драматичный пример, считайте вышеуказанного потенциального убийцу просто психом с пунктиком на слове «мама». (На самом деле в обсуждаемой экспериментальной модели вероятность нарваться на психбольного довольно высока: к примеру, в России на сто миллионов населения приходится около полумиллиона психически больных. Да-да, это не один гипотетический, а пятьсот тысяч реально неадекватных людей, многие из которых способны на агрессию, только дай повод.)
Возвращаясь к нашей теме, хочу открыть вам большую тайну: сотни миллионов верующих, оскорблённых похабными картинками, о которых я сказал выше, – это совершенно обычные люди. Более того, они все разные: молодые и старые, богатые и бедные, образованные и безграмотные, миролюбивые и агрессивные. У каждого свой психотип, свой внутренний мир, свои взгляды на жизнь, свои, в конце концов, проблемы.
Так вот, автор, издатель и/или ретранслятор обсуждаемых нами карикатур в одночасье оскорбляет святыни и чувства всех этих людей, плюёт им даже не в лицо, а в самую душу.
Надо ли после этого удивляться тому, что среди потенциально безграничной аудитории карикатур нашёлся один человек, десять или даже сто человек, способных и готовых убить своего «обидчика»?
Добавьте к этому силы, заинтересованные в крови и смуте: хотите – какую-нибудь спецслужбу, хотите – террористическую организацию (чаще всего грань между этими двумя столь тонка, что не заслуживает внимания). Та, другая или обе вместе могут легко довести обиженного человека, который по умолчанию и не сделал бы ничего страшного, до такого состояния, в котором он, жертвуя своей жизнью, пойдёт на акт кровавого возмездия.
Если в этом месте вам хочется наброситься на меня с новыми обвинениями, мол, я возлагаю ответственность за убийство на жертву и оправдываю убийство, удержитесь от этого и перечитайте текст.
Если после повторного прочтения это желание не прошло, значит, либо я плохо излагаю мысли, либо вы безнадёжный фанатик, в любом случае я официально разрешаю вам выругаться и обещаю не обижаться.
Кроме того, по результатам прочтения этого текста у вас может возникнуть резонный вопрос: почему все известные акты агрессии к лицам, создающим и распространяющим обсуждаемые карикатуры, совершены мусульманами? Почему рисовальщикам и проводникам оскорбительных картинок мстят мусульмане, но не мстят оскорблённые христиане?
Дело, я полагаю, в следующем.
Во-первых, даже попытки портретного изображения пророка Мухаммада (пусть благословит его Аллах и приветствует) считаются в исламе недопустимыми, он столь почитаем мусульманами, а образ его столь священен, что даже в кино- и мультфильмах об истории возникновения ислама сцены с участием Пророка, как правило, показывают от первого лица, будто глазами Пророка, его не играют актёры и не рисуют аниматоры. То же, кстати, касается и Моисея, и Иисуса (мир им).
Попытки изобразить пророков или, тем более, Господа (свят Он и велик) в чисто художественных целях неприятны мусульманам, однако это не является оскорблением и так не воспринимается. Когда же речь идёт об изображениях преднамеренно уродливых, издевательских, похабных, это другое дело, и это больно.
Во-вторых, так уж вышло, что ещё до каких-либо нападений именно примитивные, ни разу не смешные карикатуры на тему ислама, «карикатуры на Мухаммеда» получили наибольшее распространение в информационном пространстве, их разрекламировали сначала исламофобы, а затем нечаянно и сами возмущённые мусульмане.
В-третьих, если говорить о мусульманах в целом, то они – это не секрет – более религиозны и более пассионарны, чем (опять же, в целом) представители других конфессий. Немусульманские религиоведы обычно объясняют это «молодостью» ислама и добавляют, что мусульмане лет через пятьсот так же «остынут к Богу», как современные иудеи и христиане (думаю, они ошибаются, но об этом поговорим в другой раз).
В-четвёртых, мусульмане, по результатам раздела мира в начале XX века оставшиеся не у дел, со всей их религиозностью, и страстью, и отвагой, и наивностью стали инструментом в геополитических игрищах новейшего времени. Любой буш может использовать их в борьбе за ресурсы, любой макрон – для отвлечения внимания от насущных проблем вверенной ему страны и от собственной никчёмности.
Я мог бы продолжить писать, но и приведённых обстоятельств, каждое следующее из которых связано с предыдущим, вполне достаточно для ответа на поставленный вопрос.
Закругляясь, хочу сказать, что вдохновители, авторы и промоутеры треклятых «карикатур на Мухаммеда» прекрасно осведомлены обо всём, что сказано выше: об отношении мусульман к их безыскусным рисункам, о ревностности этих самых мусульман, об их положении в современном мире. Об их количестве тоже и ещё о теории вероятностей.
Тем более провокационными и общественно опасными являются обсуждаемые «изображения объектов религиозного почитания» (с) ЕСПЧ.