Оставим в стороне тот факт, что закон расплаты неприложим на практике: расправляться с поджигателем, обращая в головешки его собственный дом, так же глупо, как и наказывать вора, снимая с его банковского счета сумму, равноценную им украденной. Предположим, однако, что было бы справедливо и необходимо компенсировать убийство жертвы смертью убийцы. Но смертная казнь — не просто смерть. По сути своей она так же отличается от лишения жизни, как концлагерь от тюрьмы. Она есть убийство, спору нет, арифметическая расплата за другое убийство. Но она присовокупляет к смерти некий регламент, публичную и заранее известную осужденному преднамеренность, организованность, наконец, которая сама по себе является источником моральных страданий, более ужасных, чем смерть. Короче, ни о какой равноценности не может быть и речи. Многие законодатели считают предумышленное преступление куда более тяжким, чем спонтанное. Но что такое смертная казнь, если не наиболее предумышленное из убийств, с которым не сравнится самое расчетливое злодеяние? Если уж соблюдать принцип равноценности, следовало бы приговаривать к смертной казни лишь того преступника, который заблаговременно предупредил свою жертву о дне и часе, когда его настигнет ужасная смерть, так что начиная с этого момента обреченный на смерть человек должен месяцами цепенеть в ожидании своей участи. Но такие чудовища в природе не встречаются.
— Альбер Камю
Не позволяй прошлому и будущему красть твоё время и твоё счастье. Спроси себя:
1. Желаю ли я терять своё настоящее, беспокоясь о прошлом, которое ушло навсегда, или мечтая о «волшебном саде где-то там за горизонтом»?
2. Желаю ли я отравлять своё настоящее, постоянно вороша своё прошлое, вновь и вновь переживая и освежая в памяти всё неприятное и горькое, что в нём было, бередя старые раны с назойливостью мухи?
3. Просыпаюсь ли я с твёрдым намерением провести предстоящие двадцать четыре часа с максимальной пользой и трудиться не покладая рук, дабы принести пользу себе и другим?
4. Провожу ли я с пользой свой день, использую ли время разумно?
5. Если на предыдущий вопрос ответ был отрицательный, то спроси себя: когда я начну проводить каждый день с пользой и следить за тем, чтобы ни одна минута не пропадала зря? На следующей неделе? Завтра? Или сегодня?
6. Что самого плохого может случиться? Задавая себе этот вопрос, ты обращаешься к наихудшему варианту развития событий, после чего:
— подготавливаешь себя именно к этому варианту;
— начинаешь спокойно и хладнокровно принимать меры для улучшения исхода событий.
— Аид аль-Карни